Современное общество невозможно представить без потребления изделий из пластмасс, которые все глубже проникают во все сферы деятельности человека и эти возможности безграничны. В статье представлены основные тенденции развития российского рынка изделий из пластмасс, который является частью мировой интеграционной системы и отражает ее инновационные преобразования.
Изделия из пластмасс закрывают одну из важнейших линеек передела углеводородного сырья и по причине целого ряда уникальных качеств: прочность, долговечность, легкость, технологичность, сфера - их потребления расширяется. Общемировой тренд расширения сфер потребления полимерных изделий затронул и российскую экономику: за период 2015 – 2017 гг. рынок изделий из пластмасс расширился более чем на 10 %, составив 6,25 миллионов тонн, при этом доля импортной продукции в 2017 г. снизилась до уровня рыночной конкуренции – до 18,2 % против 33,3 % в 2012 г. Рынок изделий из пластмасс динамичен по объему и ассортиментному наполнению, причем более чем 95% продукции вырабатывается на предприятиях малого и среднего бизнеса (из них 80 – 85% – на микропредприятиях с численностью персонала до 15 чел.).
Российский рынок изделий из пластмасс является частью мировой интеграционной системы, но его доля не превышает 2%. По показателю душевого потребления полимерных изделий мы в разы уступаем ведущим странам мира (график выше), в том числе странам, развивающим химию и нефтехимию на импортном углеводородном сырье (Республика Корея и Япония). Многообразие изделий из пластмасс предопределяет активный товарооборот, при этом в России экспорт полимерных изделий более чем в 4 раза меньше импорта, в результате внешнеторговое сальдо подотрасли традиционно сохраняет минусовое значение: в 2017 году дефицит составил 3,25 миллиона долларов, что можно рассматривать как упущение отечественного бизнеса в пользу иностранных товаропроизводителей.
На сегодняшний день более 80% спроса на изделия из пластмасс удовлетворяется за счет собственного производства. Российская сырьевая база позволяет увеличить производственный и экспортный потенциал подотрасли переработки пластмасс, прежде всего в области изделий из полипропилена (а это трубы, детали автомобилей, упаковка пищи, посуда для микроволновых печей и др.), который поставляется на экспорт в объемах до 1/4 выпуска, причем главным образом в Китай, откуда массовым потоком возвращается в виде востребованных российским рынком изделий с соответствующей добавочной стоимостью.