Найти в Дзене
#артшэринг

Отголоски «451° по Фаренгейту»

Оглавление

Сегодня, 20 мая 2018 года, на экраны цифровых (и некоторых обычных) кинотеатров выходит новый кинофильм компании HBO Films «451 градус по Фаренгейту», в основу которого был положен одноимённый роман писателя-фантаста Рэя Брэдбери.

Мир, описанный автором в этом произведении – это антиутопия ближайшего будущего, в котором технологии заняли в жизни человека центральное место, а стремление к развитию личности угасло и подавляется силовыми методами. Исполняют этот общественный долг «пожарные», основной задачей которых является уничтожение книг и любых рукописей, несущих в себе знания, которые считаются “опасными” для человека и общества в целом. Написанный ещё в 1953 году, роман довольно точно предсказывает множество аспектов из жизни нашего с вами современного общества, поэтому наш сегодняшний “лонгрид” мы посвятили разбору таких догадок Бредбери. Какие из описанных в романе вещей действительно воплотились в жизнь, и что это значит для нас? Давайте обсудим это сегодня и заодно – подготовимся к этому очередному кино-шедевру от одной из ведущих мировых студий кино/сериального производства.

Представления о темпе жизни

«Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!»

Начнем с первого, и пожалуй, самого главного. Общество мира «451° по Фаренгейту» – это метрополия, страдающая от перенаселения и внутренней борьбы за ресурсы. Персонажи обращаются к прошлому, как к времени, когда вокруг было “просторно”, противопоставляя это тесноте своей современности. Ценнее всего в таком обществе становится скорость. Так, герои романа и их современники помешаны на быстрой езде: их города обладают огромной инфраструктурой высокоскоростных трасс, по которым стремительно проносятся их автопилотируемые электромобили. Но гораздо важнее другое – общество романа, находящееся в постоянно увеличивающемся деловом ритме, вынуждено все быстрее потреблять огромный поток информации, который его окружает. Достигается это за счет снижения содержания фильмов, радио, журналов и книг до минимального стандарта, который общество будет способно “пережевать”.

Как мы с вами видим, предсказания Бредбери здесь оправдались – имеем мы сегодня с вами и электромобили, и автопилот, и все новые немыслимые скоростные лимиты, и засилье популярной культуры, лишенной всяких изысков, специально подстроенной для удобного переваривания “масс”. Важно, что Бредбери не пишет очередной роман о том, как подростки совершают революцию против несправедливого общественного порядка. Напротив, он напоминает нам, что общество само выбирает своих лидеров, и что в его романе оно само, со временем, отказывается от стремления к познанию и заменяет смысл пошлым и безыскусным клише.

-2

Виртуальное общение

«Архитекторы уничтожили крылечки, потому что они будто бы портят фасад. Но <…>это только отговорка, на самом деле нельзя было допускать, чтобы люди вот так сидели на крылечках, отдыхали, качались в качалках, беседовали. Это вредное времяпрепровождение <…>и у них было время думать»

Ценность отношений в обществе романа Бредбери снижается в пользу одиночества. Главный герой романа отстранен от собственной жены – для него это просто чужой человек, живущий с ним под одной крышей. Для нее же его не существует вовсе, ее жизнь заполняет постоянная пустая болтовня с чужими людьми через видео-экраны в стене ее комнаты.

В аллегории автора, эта девальвация простого человеческого общения становится результатом обесценивания человеческой личности вообще. Болтовня эта обязательно пустая, ведь обсуждать им абсолютно нечего, кроме последних событий сериалов и новостей. Также болтовни обязательно должно быть много – чтобы хоть как-то заполнить образующееся душевное пространство, привыкнуть к нему и идти дальше, не пытаясь что-либо изменить. В итоге это приводит к повсеместной социальной изоляции человека – снижению ценности жизни реальной относительно виртуальной. Опять же, имея сейчас перед собой полный набор “общения через стену” в социальных сетях, нам остается лишь удивляться, как можно было описать подобное еще в 1953 году.

-3

Вездесущее Медиа

«В нужный момент <диктор> автоматически произносил имя его жены <…>, был другом дома, близким и хорошим знакомым»
« <…> свора тараторящих обезьян, которые вечно что-то лопочут без связи, без смысла, но громко, громко, громко»

Медиа такого общества превращается в машину для поиска сенсаций и шокового контента. Не имея стимулов для поиска вдохновляющего глубинного смысла информации, общество реагирует только на простые и яркие информационные выплески, которые в последствии так же быстро забывает, когда одни сенсации сменяют другие. В романе Бредбери люди постоянно смотрят новости, сериалы и шоу с плоских экранов размером в стену, мечтают окружить себя такими стенами со всех 4 сторон (прообраз современных технологий виртуальной реальности), а также засыпают под томный голос диктора в наушниках-“ракушках” (снова удачное предсказание фантаста). Культурный фокус этого общества никогда не заострен на философских понятиях, ведь они рождают беспокойство, от которого гораздо удобнее скрываться в простейших вещах, вызывающих автоматические физические рефлексы. Развлекательные и спортивные программы, наркотики и порнография, а также огромный объем маленьких фактов, забивающих головы людей и создающих для них ощущение образованности – все это отлично справляется с поставленной задачей.

И действительно, о среднем качестве современного информационного пространства мы часто говорим и сейчас. Тут роман снова говорит нам об очень знакомых тенденциях.

-4

Обратная сторона “Дайверсити”

«Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — <…> чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. <…>. Ну что ж, они так и сделали. Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги — в подслащённые помои. <…>. Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы <…> и торгово-рекламные издания.»

Как мы упоминали выше, общество романа постоянно растет и поэтому неуклонно влечет за собой вопрос сожительства различных общественных групп друг с другом. Общество «451° по Фаренгейту» устало от постоянно возникающих конфликтов вокруг мнения меньшинств и ответило на это созданием “универсальной” культуры через популярные, простые информационные ресурсы. Книги же, как источник разделения людей на более или менее «интеллектуальных», как источник контекста для рассуждений на многие противоречивые темы, общество решило отвергнуть, создав при этом группу “пожарных”, исполняющих цензуру государства через сожжение книг и рукописей вообще.

Пусть до таких крайних проявлений мы сегодня еще не дошли, хочется сказать, что еще не вечер (ведь различных абсурдных случаев чрезмерной защиты прав меньшинств нам достаточно). И не сомневаясь ни на секунду в необходимости равенства прав и возможности людей во всем мире, хочется верить, что мы научимся жить друг с другом в согласии не через шлифовку всех под единый стандарт, а через принятие должной ценности индивидуальных качеств и различий каждого отдельного человека.

И наконец, государственный надзор и идеология

«Без досок и гвоздей дом не построишь, и если не хочешь, чтобы дом был построен, спрячь доски и гвозди»
«Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами, — это всё-таки лучше, чем если народ волнуется. Спокойствие, Монтэг, превыше всего!

Роль государства в обществе – это всегда социальный контракт, согласно которому мы отдаем часть наших прав третьей стороне для поддержания порядка. В романе Бредбери общество отдает государству право всеобъемлющей культурной цензуры. Функции этой полиции нравов выполняют указанные уже нами выше “пожарные”, а также повсеместная слежка над населением. Посредством надзора над частной жизнью людей, стимулирования системы донесений жителей друг на друга и повсеместными воспитательными выездами “пожарных” для сожжения рукописей и иногда – их владельцев.

Такое отношение к жизни человека – это результат общего культурного обесценивания. Именно поэтому, например, для общества является нормой постоянно продолжающаяся атомная война, которую государство то начинает, то обещает закончить “за один день”. Общество принимает эту войну, во-первых, потому что это создает для него образ “внешнего врага” (отвлекающий его от внутренних проблем). Во-вторых, само понятие войны не кажется обществу страшным, ведь вслед за искоренением глубокого философского мышления в обществе так же был развенчан и образ смерти так каковой – похороны в романе Бредбери считаются архаизмом, и им предпочитается огонь (вообще занимающий особое место в романе как сила разрушения и очищения). Именно поэтому, когда муж одной из героинь уходит на войну, ей остается лишь сказать «Убивают всегда чужих мужей. Так говорят», и надеяться, что государство ее не обманет и что он вернется уже завтра.

О том, к чему же привело в романе такое государственное управление и каковы были последствия этой войны, прочитайте в романе «451° по Фаренгейту» самостоятельно, или смотрите в кинофильме от HBO уже сегодня.

-5

Мотаем на ус

«Вселенная несётся по кругу и вертится вокруг своей оси. Время сжигает годы и людей, сжигает само, без помощи Монтэга. А если он, Монтэг, вместе с другими пожарниками будет сжигать то, что создано людьми, а солнце будет сжигать Время, то не останется ничего. Всё сгорит.»
«Словно мир — это лежащий на углях кусок стали, который эти люди должны были перековать заново»

Конечно, все эти предсказания автора – это лишь спекуляции на тему развития общества. Как и в других современных произведениях такого рода, да и в любимых нами “Черном Зеркале” и “Блейдраннере” будущее показано таким для того, чтобы мы пересмотрели что-то в своем настоящем. И особенно это важно для нас сейчас, когда мы видим, как много предсказаний Рея Бредбери в «451° по Фаренгейту» действительно воплотились в жизнь.

Важно всегда помнить о том, что каким бы ни был темп жизни, технологические прорывы, государственное давление, наша свобода – это наш выбор. Именно поэтому всегда нужно помнить о гораздо более ценных, настоящих вещах – искреннем общении, поиске глубокого смысла и надежде на свои силы в создании более светлого будущего.

Приятного вам чтения / просмотра и до новых встреч!

-6

Источники

  • Чуть более широкий список предсказаний Бредбери здесь и здесь.
  • В остальном – личные заметки после прочтения романа и (о, ирония) краткий пересказ некоторых ушедших из головы сцен вот здесь.