Найти тему
#артшэринг

Сай-фай: Между строк, Часть первая

Киберпанк и стимпанк, неонуар и различного вида антиутопии — очень популярные в кино разновидности научной фантастики. Да и сам, «сай-фай» (sci-fi), в целом, как жанр, востребован и переживает самый активный период своего существования сегодня. Жадные студийные боссы отправляют в ремейк-зону старые и классические фильмы. Молодые и амбициозные продюсеры, собрав волю в кулак, экспериментируют с новыми подходами к самой идее и постановке. Добавляют щепотку трендов, полстакана резонансных в социуме тем, горсть откровенных сцен и насилия — ву-а-ля! Картина готова!

Иногда получается годно, а иногда из ряда вон плохо (новый «Терминатор: Генезис» и «Чужой: завет» — привет).

А, иногда, у боссов хватает смелости на совершенно инновационные решения, и на нас обрушивается «Черное зеркало», «Из машины» или «Видоизменённый углерод».

Кадр из сериала “Видоизменённый углерод”, 2018
Кадр из сериала “Видоизменённый углерод”, 2018

И если новый «Видоизменённый углерод» не вызвал у меня восторга, то рассматривая «Мир Дикого Запада» 2016-го года или «Бегущий по лезвию: 2049», хочется просто порадоваться за создателей, да и за самого себя, что ты приобщился и стал частичкой таких удивительных произведений (я не побоюсь этого слова) искусства, хотя бы даже в роли увлечённого зрителя. И как бы много не было критики, сколько бы ни разгоралось споров, подобный резонанс лишь подтверждает состоятельность и самобытность этих проектов.

Кадр из фильма “Бегущий по лезвию: 2049”, 2017
Кадр из фильма “Бегущий по лезвию: 2049”, 2017

10 серий «Вестворлда» стали ремейком фильма 1973 года, преобразовав, расширив и усовершенствовав его сюжет и скрытый смысл, а новый «Блэйдраннер» является прямым продолжением картины 1982 года, прямым продолжением и развитием его идей.

Дени Вильнёв — интеллектуал и визионер от Бога, и его сиквел ставит все современные родственные жанровые потуги далеко в конец очереди. Джонатан Нолан (брат Кристофера Нолана) же сумел разглядеть в старой фантастике потенциал и декорацию для свежей и любопытной работы с повествованием: три параллельных сюжетных линии разворачиваются на экране единовременно, но зритель не может отличить одно время от другого.

Ах да, забыл предупредить, что в тексте встречаются спойлеры к всем перечисленным выше лентам. Но сегодня мы не говорим о сюжетных поворотах или поступках определённых персонажей. Мы порассуждаем о различных подходах авторов к проблеме искусственного интеллекта, что, в свою очередь, является попыткой человека понять свой собственный разум. Ну а почему бы и нет?

Кадр из прекрасной заставки сериала “Мир Дикого Запада”, 2016 — …
Кадр из прекрасной заставки сериала “Мир Дикого Запада”, 2016 — …

Человек. Андроид. Репликант. Оболочка.

Что же такое — быть человеком?

«Углерод» размывает понятие — земляне ходят в оболочках, в которые выгружено их сознание. Тело — биологический или синтетический сосуд, клон оригинала, например. Люди же — это флэшки (так называемые “стэки”), на которых хранится то, что мы, homo sapiens, называем личностью.

«Блейдраннеры» и «Вестворлд» представляют иное видение будущего: искусственный интеллект, реализованный в виде андроидов-репликантов. Они как люди, только их можно выключить, или перепрограммировать, если так будет угодно создателю, собственнику или правообладателю.

А в кое-ком уживается даже несколько личностей (“Мир Дикого Запада”)
А в кое-ком уживается даже несколько личностей (“Мир Дикого Запада”)

И всё-таки, что это — “человек”?

Человек — значит нечто большее, чем просто живое существо, не так ли? Распечатанные на ультра-модифицированных 3D-принтерахандроиды из парка развлечений «Мира Дикого Запада» ощущают себя живыми, хотя ежедневно в прямом смысле становятся отражением фразеологизма “день сурка”. Но стоит внести небольшие изменения в код или дать возможность роботу помнить, как тут же он начинает заниматься рефлексией и саморазрушением.

Работа над ошибками. Опыт. Страдания.

Основа любой личности — сугубо интимный и непостижимый посторонними опыт. В этом «Блейдраннеры» и «Вестворлд» впереди планеты всей. Необходимо заложить в голову андроида историю, ложные воспоминания, сны или, так называемые, грёзы. Мы есть то, что с нами происходит (ну и, конечно же, то, что мы едим, но сейчас не об этом), и как с этим можно не согласиться? Внешне все люди одинаковы — у всех у нас есть голова, руки и ноги. Каждый из нас имеет образ человека, но это не означает, что является таковым. Можно иметь форму человека, но не быть человеком по сути. Не внешний вид делает человека человеком. Человек становится человеком, приобретая определенные внутренние характеристики, ценности и качества. Человеком не рождаются, им становятся.

В какой ужас пришёл Кей, персонаж Райана Гослинга, когда осознал, что он не тот, кем себя считал, что, возможно, он всё-таки смог стать человеком, а не “куклой”. Насколько он “ожил” ради идеи возможного эволюционирования репликанта.

А у Гослинга были плохие роли? (“Бегущий по лезвию: 2049”)
А у Гослинга были плохие роли? (“Бегущий по лезвию: 2049”)

Мораль. Нравственность. Характер.

Так и Марта, главная героиня первой серии второго сезона «Блэк миррор», не смогла смириться с искусственностью синтетического клона своего погибшего мужа Эша. Ведь главная проблема робота — отсутствие характера и принципов, он поступает так, как был запрограммирован. Но в отличие от инженеров парка «Мира Дикого Запада», Марта не может избавиться от неугодной “куклы”, ведь она как живая, как настоящая. Хотя у андроидов парка, судя по тому, что нам показывают, нравственности гораздо больше чем у его посетителей. Гости парка жестоки и неугомонны, как и Марта, они желают человеческой отдачи от машин. Но если в «Черном зеркале» финал почти всегда остаётся открытым, то во втором сезоне «Мира Дикого Запада», судя по трейлеру и сделанным из первого сезона выводам, отдачи будет сполна.

Человек — творец, способный создавать, менять мир и окружающую действительность. Персонаж Алисии Викандер Ава в финале «Из машины» обходит и убивает своего создателя, чтобы отправиться во внешний мир, творить собственную историю скрытого андроида (человека) среди других людей. Словно Ава, Долорес (героиня Эван Рэйчел Вуд в «Вестворлде») должна была убить творца, подарившего ей жизнь, таким образом перешагнув на новый уровень саморазвития.

Оскароносная Алисия Викандер (“Из машины”, 2015)
Оскароносная Алисия Викандер (“Из машины”, 2015)

Саморазвитие. Самосознание.

Наконец, мы подошли к тому, что главная задача любого искусственного интеллекта — саморазвитие. Далеко не «сай-фай» — устройство современных нейросетей. Благодаря сотням тысячам обработанных алгоритмов и полученных ответов на совершенные операции, нейросети “учатся” и совершенствуются. Анализируемые нами андроиды учатся и совершенствуются, как мы с вами уже поняли, даже без участия своего создателя. Что ими движет? Внутренний голос? Неужели это кто-то нашёптывает, как им поступать? Или это некое “второе Я”?

Долорес, окончательно сбившись со своего сценария, занимается поиском себя в этом мире. Кей, узнав истинную правду, берётся, во что бы то ни стало, добиться справедливости, против навязанного ему выбора. Ряд решений, которые помогает принять внутренний голос, ведёт к осознанию человеком себя, своей индивидуальности и уникальности.

Таким образом, внутренний голос — голос самого себя. И если даже андроид задается вопросом смысла своей жизни, то почему мы не можем считать его человеком?

Хороший и, пока что, вечный вопрос. Вечный до тех пор, пока мы или наши потомки не столкнутся с подобным в реальности. А сейчас нам остаётся лишь потешаться над забавными роботами компании Boston Dynamics и грезить обещаниями Илона Маска о бесплатном вай-фае по всему миру.

Продолжение следует…

P.S. Все перечисленные в статье проекты Кинопоиск группирует на странице каждого отдельно взятого в рубрике “Если вам понравился этот фильм/сериал, не пропустите”, но, по-правде говоря, я и сам с удовольствием это всё посмотрел.