Для изготовления витража традиционным способом в домашних условиях вам понадобятся: листы или обрезки натурального цветного прозрачного или полупрозрачного стекла толщиной 4-6 мм; медная лента или лента из белой жести шириной 10-15 мм и толщиной 0,3-0,5 мм; оловянно- свинцовый припой или чистой олово; прутки из мягкой стали круглого сечения диаметром 4-6 мм; стеклорезный инструмент и инструменты для шлифования стекла; пассатижи и круглогубцы; молоток с деревянными брусочками; паяльник мощностью 30-50 Вт и паяльные принадлежности; цветные мелки для стекла.
Работа над витражом начинается с разработки эскиза его рисунка в натуральную величину. Для начала не стоит увлекаться слишком сложными рисунками; достаточно будет собрать витраж, состоящий только из 4-6 крупных фрагментов. Контуры последних переносятся с готового эскиза на соответствующие по цвету куски стекла и обрисовываются на них с помощью мелков. Приютом следует учитывать припуск на каркас витража (1-2 мм).
Размещённые фрагменты аккуратно вырезаются с помощью стеклореза и паяльника. Затем стекольные фрагменты укладываются на ровный фанерный лист и подгоняются друг к другу по рисунку. При необходимости выполняется дополнительная ошлифовка контуров отдельных фрагментов. После этого работу со стеклом можно на время отложить.
Теперь пришло время заняться каркасом будущего витража. Для этого берётся медная или жестяная полоса, и с помощью пассатижей и круглогубцев выгибается приблизительно по форме одного из фрагментов витража. Точно также выгибается и стальной прут с диаметром, равным или чуть большим толщины витражного стекла. На этом пруте металлическая полоса будет выгибаться в форме желоба: сначала в ход идут пассатижи, которыми слегла отгибаются края полосы, затем, уложив обрабатываемый участок полосы вместе с прутом на деревянный брусок и накрыв его сверху вторым бруском, лёгкими ударами молотка производится более тонкая отгибка краев полосы. Готовая полоса должна иметь одинаковый на всем её протяжении желобообразный профиль. Точно таким же образом обрабатываются и все остальные элементы каркаса; всего их должно быть столько же, сколько и стекольных фрагментов.
После этого каждый элемент каркаса витража необходимо будет тщательно облудить с наружной стороны, стараясь во время этой работы не повредить (не помять, и не пережечь) его паяльником.
Теперь можно приступать непосредственно к сборке витража. Надев элементы каркаса на соответствующие им стекольные фрагменты так, чтобы выгнутые полосы как можно плотнее охватывали их, для чего может потребоваться помощь все тех же пассатижей и круглогубцев, их следует аккуратно спаять: сначала каждый элемент каркаса по шву, а затем отдельные элементы со вставленных в них стеклами между собой. Эту работу нужно производить аккуратно, стараясь не перегревать стекло. Получившиеся зазоры легко заполняются жидким припоем и становятся совершенно невидимыми.
Готовый витраж не требует дополнительной обработки, кроме как лёгкой зачистки паяных швов. Антикоррозийная обработка каркаса не требуется, т.к. оловянная полуда, нанесённая на его элементы, служит самой надёжной защитой.