По поводу посадок за репосты и лайки с точки зрения психоанализа. Что такое точка фиксации по Фройду? Вот, например, ребенок исследует окружающий мир, он исследует себя, в том числе свое тело, никто на это внимание не обращает. Если ему тактично, а с детьми надо разговаривать именно так, потому что они все понимают, объясняют, мол так делать неприлично, лучше иди что-нибудь из пластилина сделай или пойдем вместе книжку почитаем. Ребенок, таким образом, свою энергию направляет в мирное русло. Но допустим, попалась какая-нибудь нервозная мамаша, которая на ребенка наорала, побила, он не поймет за что, а в психике уже формируется стойкая ассоциация, что если он где-то не там щупает, то за это могут побить. При этом, если мамаша делает это эмоционально, с криками, высвобождая свои вытесненные аффекты, удовлетворяя свой садизм, то вы сами понимаете... формируется психологическая травма. Теперь есть ассоциация: совершенно будничное изучение себя с одной стороны и прямое столкновение с садистом с другой.
Вот это и называется точка фиксации, то есть совершенно обычное действие становится перегружено либидозной энергией, и вытесняется травматический опыт. Из бессознательного в психику, в самый неподходящий момент, будут вырываться наружу аффектные импульсы. Ребенок станет взрослым будет склонен невротизацией, неадекватным реакциям и всему прочему.
Вернемся к нашей теме: вот человек сидит репостит и лайкает картинки, он так расслабляется, это такой аналог мастурбации, поскролить ленту. Сидите себе собственно наяриваете эту ленту новостей, вдруг, к вам врываются и ведут вас на допрос. Формируется фиксация, которая очень даже травмирует психику. И не просто травмирует, потому что вы уже взрослый и живете в социальной среде, в языковом поле. А по Лакану в языковом поле есть элементы психики: означающие и означаемые. Означающие – просто слова и знаки, означаемые – нечто в реальности, что не может быть до конца представлено в психике.
И когда за простое означающее (мем, картинку, пост) вас сажают резко, меняя вам социально окружение, это означающее становится означаемым, то есть реальной политической силой. Таким образом, государство своими руками накачивает либидозной энергией ничего не значащие пустые абстракции (те же мемы), а из обычных граждан делает будущих революционеров. Вспомним Древний Рим, когда маленькую секту начали всячески притеснять, и в дальнейшем на волне репрессий она стала настоящей религиозной силой, а потом и политической. Было такое и в дореволюционной России, когда молодежь, которой нечем было заняться (различные нигилисты, народовольцы и т.д.), начали ссылать на каторгу, и вот они уже не просто бездельники, ищущие себе место, они уже рЭволюционеры!