Найти в Дзене
Digital Sharks

Что заставляет людей писать негатив

Оглавление

Суп холодный. Котлета недожаренная. В телевизоре кинескоп посажен. Комиссия выросла на 0,01 %. Всё плохо.

Вы знаете таких людей. За минуту общения они расскажут обо всех проблемах, болячках и, вообще, как страшно жить. В интернете таких типов столько же, сколько и в реальной жизни. Просто их слышно громче.

Мы писали лайфхаки по превентивной защите от негатива в сети ВКонтакте. Теперь научимся отделять полезный негатив от вредного.

Откуда в интернете столько негатива

Россияне любят читать отзывы. Исследование Nielsen показывает: 62 % россиян доверяют отзывам. Больше – только словам знакомых и родственников. При этом в первую очередь потенциальные покупатели ищут негативные отзывы. Логика такая: отзывы можно заказать, но ни одна компания не станет размещать негатив о самой себе.

За 2017 год в интернете написали 100 миллионов отзывов. Никто не считал, сколько написано негативных, нейтральных и позитивных постов. Большинство опрошенных не знали цифр, были уверены: негатива значительно больше.

В российском сегменте интернета действительно много негатива. По уровню цифровой культуры (Digital Civility Index) Россия занимает 12-е место. Корпорация Microsoft провела глобальное исследование поведения россиян в интернете и сравнила данные со средним мировым значением. Вот результат:

РоссияСредний показательВстреча с плохим отношением служб и сервисов47 %20 %Риск встречи негатива в интернете44 %14 %Агрессивная речь32 %15 %Частота случаев раскрытия информации о личной жизни пользователя17 %12 %

Кажется, что с негативом в интернете творится сущий кошмар. Не всё так просто – вопрос в восприятии негативной информации как таковой. Не каждая жалоба вредит бизнесу.

Что такое вредный негатив

-2

Когда говорят о негативе в интернете, часто подразумевают работу троллей и хейтеров. Они сознательно провоцируют своих жертв на ответную реакцию. В их действиях нет иного смысла, кроме получения быстрого веселья. Тролля можно вычислить по следующим признакам в поведении:

  • Категоричность. Тролль знает всё.
  • Агрессия. Всегда, что бы ни писали в ответ.
  • Переход на личности. Так жертв провоцируют на ответные оскорбления.
  • Малая осведомленность. В большинстве случаев тролль – профан, чем выдаёт себя.
  • Мелочные придирки. Интернет-хулиган цепляется к деталям.
Пустая бочка пуще гремит.
Пословица

К сожалению, неумение работать с негативом подводит компании. Нью-Йоркский отель Union Street Guest House придумал радикальный метод борьбы с негативом. Постояльцы, оставившие отзыв с оценкой меньше трёх звёзд, получали сюрприз – лишние 500 долларов к счёту. Их реально списать, но придётся удалить отзыв. После нововведения гостей стало значительно меньше.

Другой пример – во Франции блогер сходил в ресторан. Ему там не понравилось, об этом он и написал в своём блоге, порекомендовав проходить заведение стороной. И всё бы ничего, но пост вышел на четвёртую позицию в поисковой выдаче Google. У ресторана значительно упала посещаемость.

Руководство заведения выбрало наихудший сценарий и подало на блогера в суд. Якобы его действия приносили ущерб ресторану. Суд встал на сторону предпринимателей и оштрафовал блогера на 2500 евро, а также попросил изменить текст поста. Естественно, репутацию ресторана это не спасло, и убытки продолжились.

Война с негативщиком обеляет его. Судятся, значит что-то скрывают. Другая стратегия – общаться и исправляться. В конце концов, все ошибаются. Потребители это понимают, поэтому акцент на желании исправиться превращает безвыходную ситуацию в репутационную победу. Главное – подтверждать слова делом.

Признаки полезного негатива

За каждым реальным негативным постом стоит человек со своими проблемами. Он потратил собственное время на создание отзыва, значит готов к взаимодействию с брендом.

Выделим следующие признаки полезного негатива:

  • Жалоба касается отдельного свойства продукта. Если речь идёт о ресторане, автор поста хвалит интерьер и качество блюда, но обращает внимание на долгое обслуживание. Другой пример: после покупки планшета клиент недоволен защищённостью в воде, но хорошо отзывается о производительности и ёмкости батареи.

Живая классика отзывов. Музыкант спел о том, как транспортная компания United Airlines сломала его гитару. Видео YouTube-канала sonsofmaxwell

  • Жалоба описывает историю. Мы уже разобрали, что за правильным негативом стоит незакрытая потребность. Автор относится к ней со всей ответственностью, поэтому описывает детали. Лучше всего этот аспект раскроет случай из практики Digital Sharks.

О компании написан негативный пост. Он объёмен, интересно написан и занимает первую строчку в поисковой выдаче. Потенциальные клиенты искали информацию о бизнесе, натыкались на сообщение и отказывались от сотрудничества. Эксперт Digital Sharks создал новый аккаунт и постучался в личные сообщения к автору негатива. Якобы планировал обратиться к компании, но засомневался. Чтобы прояснить ситуацию, попросил негативщика рассказать, как было дело.

За постом стояла целая история: проблемы в семье, внезапно сломавшаяся машина и долгое ожидание ответа на звонок. Компания вообще ни при чём: просто попала под горячую руку. В диалоге негативщик признал неправоту. Далее с негативщиком связался представитель компании, который в разговоре убедил удалить отзыв.

  • Автор полезного негатива открыт для диалога. Ответьте на его пост, поблагодарите за отзыв, постарайтесь разобраться в проблеме. После решения отпишите ещё раз. Живой человек (не фейк) с удовольствием ответит. Даже молчание является ответом (причём не в пользу работодателя). Статистика показывает, что 65 % соискателей лучше относятся к компаниям, открыто реагирующим на обратную связь сотрудников.
  • В тексте жалобы описывается возможное решение проблемы. Часто клиенты сами подсказывают, как бизнесу стать лучше. Один из часто звучащих бизнес-советов рекомендует выкрасть книгу жалоб у конкурентов и на её основе стать лучше.

Умение отличить полезный негатив от проделок троллей и конкурентов поможет найти уязвимые места. Потребители готовы самостоятельно поучаствовать в улучшении бизнеса. Порой достаточно не мешать им это делать.