Покинув территорию береговой батареи № 423 Lidden Spout практически сразу оказываешься на территории следующей батареи Западной крепости - восьмидюймовой Hougham.
В этой части расскажу об истории строительства и устройстве орудийных блоков батареи на основе схем, исторических и современных фотографий. Замечательные исторические фотографии не только иллюстрирую процесс строительства батареи, но и показывают нам всю технологию сооружения британских фортификационных сооружений из железобетона во Вторую мировую войну.
Батарея Hougham начата строительством в 1941 году. Однако, судя по историческим фотографиям можно говорить, что орудия были установлены в лучшем случае в 1942 году, т.к. стройка весной 1942 года была еще в самом разгаре. В 1941 году батарея находилась в стадии строительства и в списке на этот год у нее у единственной нет номера. Предположительно в последствии именно ей присвоили номер 428. По своему вооружению из трех 8" орудий BL 8/50 Mark VIII, а также по типовым сооружениям батарея близка к расположенной неподалеку и описанной мной ранее береговой батарее № 424 в местечке Capel-le-Ferne. Основным отличием батареи Hougham было расположение на закрытой позиции, в распадке между двумя холмами, один из которых прикрывал ее со стороны моря . Как уже наверное успел заметить читатель, все мной ранее описанные береговые батареи расположены на кромке берегового обрыва и великолепно просматриваются с моря. У батареи Hougham на береговую кромку были вынесены только наблюдательные и визирные посты с укрытиями для личного состава и сопутствующей инфраструктурой. Еще одним отличием батареи Hougham служило то что ее КП и планшетная комната были совмещены с КП и планшетной комнатой Западной крепости в которую входили четыре береговые батареи 520 полка береговой артиллерии. Соответственно и конструкция планшетной комнаты отличалась от общепринятой.
Использованы фотографии и схемы с сайта История Кента, если не указано иное.
Планы береговой батареи Hougham
Еще один план батареи с экспликацией. Источник
Надо сказать, что наименование пунктов 10-12 разнятся в зависимости от схемы или иного источника. Это батарейные (BOP) и крепостные (FOP) наблюдательные (визирные) посты. встречаются следующие варианты с запала на восток: 1. FOP-BOP-FOP (в схеме с экспликацией) 2. BOP-FOP (восточный (?)-BOP (схеме коммуникаций № 1 в посте) 3. FOP (западный)-FOP (восточный)-BOP Источник KHF Разнообразие вариантов и различные конструкции всех постов не позволяют точно определить сооружения, тем не менее становится понятно, что не только батареи имели свои визирные посты, но и командование западной группы батарей сектора береговой обороны Дувр (Западная крепость).
Современное состояние батареи видно на космосъемке Google. Огневые сооружения батареи были засыпаны в 1970 году при очередной попытке построить тоннель под English Channal, Тогда же был снесен городок батареи. Довершило разрушение строительство шоссе А20, которое прошло чуть южнее огневой позиции. В настоящий момент сохранились и условно доступны для осмотра: орудийный блок № 1 (дорога заканчивается у его элеватора, через который возможно проникновение), планшетная комната южнее шоссе А20 (проникновение возможно через аварийный выход), блокгауз рядом, обвалованная водяная цистерна в поле севернее бывшего батарейного городка, наблюдательные (визирные) посты, убежища и прочие объекты по кромке берегового обрыва. Значительная часть сооружений батареи скрыта под землей до лучших времен.
Из современных интересных объектов на фотографии видно два съезда в тоннель с трассы А20 который ведет на отсыпанный из грунта, полученного при строительстве Евротоннеля, ландшафтный парк Samphire Hoe c техническим входом и сооружениями Евротоннеля в восточной части. Вообще местность перегружена всяческим тоннелями. Помимо отмеченных есть еще два железнодорожных (Фолкстон-Дувр), один из порталов которого виден на фото, второй за левым обрезом снимка. Кроме того, толщу меловых скал в этом месте пронизывают тоннели предыдущих проектов Евротоннеля начиная с времен войны с Наполеоном и тоннельные убежища береговых батарей. Вот такой вот муравейник. Круто, да?
Рассмотрим расположенные в хронологическом порядке фотографии строительства батареи, Это легко сделать, т.к. на них стоит дата. Там где возможно я буду их сопровождать фотографиями современными.
Орудийный блок № 1
Процесс строительства. В состав блока входили снарядный и зарядный погреба на нижнем уровне, элеватор, помещения с нишами для первых выстрелов, помещения и убежище для л/с, собственно орудийная площадка. Бетонирование начиналось с помещений погребов на нижнем уровне, но перед этим надо было отрыть котлован.
Раскопки входа в орудийный блок недавно осуществлены владельцем участка. На фото можно посмотреть ниши первых выстрелов на верхнем уровне орудийного блока. Ну и кино. Половину фильма трактор борется с бетонным покрытием подъездной дороги.
Орудийный блок № 2
На фото ниже хорошо видна очередность строительства, сначала погреба боезапаса с элеваторами, потом основание орудия, а затем убежища для личного состава. Об установке орудия пока никто еще не думает. Не так как было принято в России после Порт-Артура - сначала основание орудия, потом установка орудия, а потом остальной бетон бруствера и погребов. Т.е. у нас батарея была боеготова спустя некоторое время после начала строительства, а здесь только по завершению.
Орудийный блок № 3
Продолжение следует
Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен