Новая выставка фотографа Михаила Кадашникова вновь необычна
Выставка-загадка - так можно охарактеризовать новую экспозицию мурманского фотографа Михаила Кадашникова. Знакомясь с его работами, не всегда сразу понимаешь, что именно на них запечатлено, да и манера обработки кадра весьма любопытна. Ситуация осложняется тем, что на этикетках нет названий работ - указаны просто номера. Но от этого знакомиться с творчеством земляка не становится менее интересно. Экспозиция «Рефлексия светотени» открылась в городском выставочном зале на улице Октябрьской.
- Михаил Иванович приехал в Кольское Заполярье в 1987 году. Фотографией занимается уже более 40 лет, является членом FIAP - Международной федерации фотографического искусства, - сказала на открытии куратор выставки Мария Гербина. - Михаил Кадашников является автором репродукций художественного альбома Арви Хуттунена «Земля Кольская», автором и составителем художественного альбома «Арктика глазами художников Мурмана». Работы фотографа находятся во многих коллекциях.
- «Рефлексия светотени» - продолжение моей предыдущей выставки «Фэнтези, предмет и форма», которая состоялась в 2016 году в этих же стенах. А вообще новая экспозиция является очередной после моей первой, открывшейся в начале 2000-х годов, - рассказал Михаил Кадашников. - Единственное, сначала я делал аналоговые снимки, теперь - цифровые. Да и концепция немного поменялась: в этот раз использовал печать на холсте. Этот материал более долговечный и приспособленный к перевозке. Моя манера обработки фотографии называется изогелией. Вывожу изображение, не пользуясь «Фотошопом», сначала на негатив, обрабатываю его, чтобы образовались линии, а затем обратно. Результаты вы можете видеть в выставочном зале.
Изогелия - это способ создания изображения с резко выраженными контурами и плоскостями, без полутонов, который придает ему обобщенный, графичный, почти плакатный характер. Основной принцип заключается в том, что воспроизводятся лишь несколько резко ограниченных интервалов плотностей. То есть изогелия сокращает объем информации, содержащейся в оригинальном снимке, - и остается лишь та, которую автор считает сущностной.
После церемонии открытия выставки первые посетители начали знакомство с новыми работами Михаила Кадашникова. А они действительно выразительны. К примеру, на холсте под номером 23 мы видим то ли контуры двух кораблей на темно-синем фоне, то ли очертания каких-то других конструкций. Может быть, фотограф запечатлел их на военно-морском празднике или в порту? Однако выясняется, что это далеко не так. Перед нами - обратная сторона вышивки. Да-да, догадаться об этом крайне сложно. Как-то весной Михаил Иванович посетил выставку творчества мурманской молодежи, перевернул одну из работ и снял на камеру. Уже придя домой, открыл кадр и удивился, насколько он интересен. И естественно, решил обработать.
- А вот холст номер 25. У меня был снимок воды, долгое время не знал, что с ним делать, - рассказал Михаил Иванович. - А потом, при обработке, добавил в кадр маску, и снимок заиграл совсем по-другому. Любопытно, что с какого бы ракурса человек ни смотрел на эту работу, маска всегда будет направлена в его сторону. На холсте номер 26 я совместил два кадра и несколько техник. Верхнюю часть подглядел где-то в Карелии: меня поразил вид маленького, почти разрушенного деревянного домика на фоне многоэтажек. Конечно же, щелкнул на память и обработал в изогелии. В нижней части работы изображены веселые чудаки, глиняные фигурки, я увидел их в музее во Владивостоке. Соединил эти два кадра и получилась замечательная картина, эдакие дачники.
Также на выставке представлены портреты, изображения животных, кадр с девушкой, бегущей по берегу моря на фоне луны... Отдельную часть экспозиции занимают работы из серии «Святая Русь», посвященной 1030-летию Крещения Руси. Кадры, которые можно увидеть на выставке «Рефлексия светотени», сделаны на Мурманском подворье Трифонова Печенгского монастыря.
Экспозиция новых работ Михаила Кадашникова работает до 28 сентября.