Найти тему
Юный моделист

Полный разбор танка "Черчилль"

Всем привет. Сегодня будет полный разбор "Черчилля") (фоточки внизу).

-2

«Черчилль» (англ. Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), A22 — пехотный танк армиии Великобритании периода Второй Мировой Войны , тяжелый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как все «пехотные» танки «Черчилль» отличался невысокой скоростью, однако мощное бронирование (лобовая броня 101 мм, позднее доведена до 152 мм обеспечивало эффективность боевого применения вплоть до конца войны. К концу 1950-х годов «Черчилль» был снят с вооружения, но некоторое количество этих танков в огнемётном варианте принимало участие в Корейской войне.

Первоначальная концепция тяжелого танка A20 как замены пехотных танков Matilda и Valentine была разработана в начале Второй Мировой войны. В соответствии с британской доктриной пехотных танков и опираясь на требования позиционной войны, как это было в Первую мировую , танку требовались способности преодолевать пехотные заграждения, состоящие, в частности, из колючей проволки, пересекать минные поля и атаковать стационарные огневые точки. Как следствие, танку не требовались большая скорость или сильное вооружение.

Изначально предполагалось вооружение в виде двух спарок пушки Q2-F и сосного с ней пулемёта BESA, располагавшихся в боковых спонсонах . Третий пулемёт и установку дымовой завесы предполагалось установить в передней части корпуса. При массе в 43 тонны и оппозитном 12-цилиндровом двигателе мощностью 300 л.с., A20 обладал весьма низкой удельной мощностью, по сравнению с 18-тонным Covenanter’ом. Впрочем, для пехотного танка эта цифра существенно менее важна. Vauxhall предложила свои услуги и один танк A20 был отправлен в Лутон на предмет изучения установки альтернативного двигателя. Так появился на свет плоский 12 цилиндровый бензиновый двигатель. Для ускорения производства, за основу был взят 6-цилиндровый двигатель грузовика что дало в результате название «Twin-Six».Оставаясь при этом двигателем с боковым расположение цилиндров, он был разработан с повышенным уровнем компрессии, двойным зажиганием и выпускными клапанами с натриевым охлаждением в стеллитовых посадочных гнёздах, что суммарно дало мощность в 350 л. с.

-3
-4

После поражения Франции стало ясно, что сценарий окопной войны в Северной Европе более не применим, и концепция танка была пересмотрена директором танкового бюроКоролевского Арсенала Генри Меррито, в соответствии с результатами боев в Польше и Франции. Новые спецификации A22 или Пехотного Танка Марк IV были переданыVauxcall в июне 1940 года.

В соответствии с британской доктриной пехотных танков, танк был предназначен для поддержки наступающей пехоты: разрушения полевых фортификационных сооружений, подавления огневых точек и отражения контратак танков противника. Для выполнения этих задач требовалась не скорость, а высокая живучесть, огневая мощь и проходимость, в том числе, способность преодолевать инженерные преграды , такие как противотанковые рвы и минные поля . Именно этим требованиям в полной мере соответствовала конструкцию нового танка. Мощная броневая защита при небольшой ширине корпуса обеспечивали надежную защиту от штатных средств ПТО вермахта.

«Черчилль» являлся танком классической компоновки. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка, боевое отделение находилось в средней части, а отделение управления — в лобовой.

Экипаж танка состоял из пяти человек: командира танка, наводчика и заряжающего, находившихся в башне и механика-водителя с пулемётчиком, на танках модификации Mk Iвыполнявшим функции наводчика и заряжающего гаубицы, располагавшихся в отделении управления.

Броневой корпус и башня:

Башня «Черчилля» — трёхместная, шестигранной, близкой к прямоугольной в плане, формы. Конструкция башни менялась в ходе производства танка: на «Черчиллях» модификаций Mk I, Mk II, Mk IV, Mk V, Mk VI — цельнолитая; Mk III — сварная из катаных броневых плит; Mk VII и Mk VIII — смешанная, с цельнолитыми вертикальными стенками, к которым приваривалась крыша из катаных бронелистов. Башни танков модификаций Mk III и последующих отличались от Mk I и Mk II увеличенным размером, но их форма и компоновка оставались неизменными.

Churchill, вид сбоку. Виден эвакуационный люк правого борта.
Churchill, вид сбоку. Виден эвакуационный люк правого борта.

Лоб, борта и корма башни — вертикальные. Лоб башни имел толщину в 102 мм на танках модификаций Mk I — Mk VI и в 152 мм на Mk VII и Mk VIII. Борта и корма башни имели в толщину соответственно: 76 и 95 мм. Крыша башни на танках всех модификаций имела толщину в 20 мм. Башня установлена на подбашенной коробке на шаровой опоре, вращение башни осуществлялось при помощи электрического привода, энергия для которого поступала от приводимого главным двигателем генератора.

В башне «Черчиллей» модификации Mk I и в лобовой части корпуса модификации Mk II устанавливалась 40-мм танковая пушка QF-2 Pounder. Длина ствола пушки составляла 52 калибра / 2080 мм, начальная скорость снарядов различных типов — от 790 до 850 м/с. Орудие размещалось на цапхав в спаренной с пулеметом установке и имело углы вертикального наведения от −15 до +20°. Вертикальная наводка осуществлялась вручную, качанием орудия при помощи плечевого упора, а горизонтальная — поворотом башни. Для наведения орудия использовался прицел № 30, имевший увеличение 1,9× и поле зрения 21°.

-6
-7

Боекомплект 40-мм пушки составлял 150 унитарных выстрелов , укладка для боекомплекта размещалась по углам боевого отделения. «Черчилли», как с 40-мм, так и с 57-мм пушкой снабжались, как правило, исключительно бронеьойными снарядами , осколочными снарядами к этим орудиям выпускались с 1942 года, однако информации о комплектовании ими боекомплектов танков обнаружить не удалось. В некоторых источниках упоминается, что 40-мм осколочные снаряды практически не использовались экипажами из-за крайне малого заряда взрывчатого вещества и, как следствие, очень низкой эффективности. В СССР со второй половины 1942 года выпускались осколочные снаряды собственной разработки к QF 2 pounder (по техпроцессу 37-мм зенитных снарядов), также известно об использовании в СССР с того же периода 57-мм осколочных снарядов.

Для наблюдения за полем боя, «Черчилль» оборудовался перископическими смотровыми приборами «Виккерс» Mk IV, обеспечивавшими круговой обзор. Двумя из них располагал механик-водитель, ещё одним — стрелок из курсового пулемёта/гаубицы. Три этих перископа располагались в лобовой части подбашенного листа. Ещё четыре размещались в крыше башни, по одному перископу имели наводчик и заряжающий, а ещё два находились в командирской башенке. Механик-водитель также имел в своём распоряжении круглый смотровой люк в верхней лобовой бронеплите, закрывавшийся броневой крышкой.

Для внешней связи, танк оснащался симплековской КВ /УКВ-радиостанцией модели № 19, обеспечивавшей дальность связи в КВ-диапазоне до 15 км в телефонном и до 32 км — в телеграфном режиме и в УКВ-диапазоне — до 1 км в телефонном режиме. Радиостанция размещалась в кормовой нише башни, обслуживание её осуществлял заряжающий. Для внутренней связи служило встроенное в радиостанцию телефонное переговорное устройство на всех пятерых членов экипажа.

-8
-9
-10
-11

(понравилась статья? ставь палец вверх и подписывайся!)