Найти тему

Кто усадил детей за парты и как доска оказалась на стене?

Оглавление

Школа будет всегда связана для нас не только с первым учителем и первыми друзьями, успехами или неудачами но и с теми атрибутами без которых мы сегодня не представляем ученика: парта, ранец и школьная доска. Каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли.

Школьная парта

-2

Этот предмет мебели примерно в том виде каким он запомнился нами с детства появился только в конце 19 века до этого специальные конструкции для учеников по видимому не существовало и дети учились за обычными столами. Впрочем были в старину специальные приспособления для письма, сегодня их называли бы эргономичными это поставит секретер и конторка, именно они послужили прототипами для позднее появившихся парт.

По мере увеличения грамотных людей в 19 веке стало рости и количество пациентов у окулистов. В конце концов на это обратил внимание и молодой врач-гигиенист Федор Эрисман в 1870 году он не только доказал что учение портит зрение но и предложил выход - конструкцию новой ученической парты и ее таки стали называть партой Эрисмана.
От обычного стола отличалась наклоном столешницы, так как чтение происходило под прямым углом и была сразу соединена со скамейкой.

Исходный вариант этой парты был одноместным. Изготавливали эту мебель из массива дуба для прочности так что первые образцы были просто неподьемными. Чуть позднее другой энтузиаст своего дела, ссыльный студент Пётр Коротков, усовершенствовал парту Эрисмана. Именно он сделал ее двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах и придумал знаменитую откидную крышку чтобы детям было удобнее вставать из-за парты.

Так как в деревенских школах не было шкафчиков он предложил накрутить крючки сбоку для сумок, а под столешницей сделать удобные полочки для книг и тетрадок ну еще углубление для чернильниц, 2 желобка для перьев и карандашей и вот перед нами та самая парта, которую мы так хорошо помним если не лично то по старым фильмам уж точно.

Ранец

-3

Школьная сумка как отдельный аксессуар тоже появилась в 19 веке до того дети носили учебники стопками перевязанные ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки, портфелей в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками.

В конце века наконец-то появились ручки у портфелей и они активно начали эксплуатироваться школьниками. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками и помощниками. Идею и название взяли у военных. Армейские ранцы, от немецкого Ranzen - сумка, были распространены еще с 18 века. В советские времена менялся в основном материал из которого изготавливались школьные портфели и ранцы.
Так в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора - этот дешевый вариант был собственно картоном обклеенным тканью. Конечно драки и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дерматин и украшали их напечатанными рисунками.

Особого внимания заслуживают дипломаты, которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-ых. Эта статусная вещь была особенно важной для мальчиков, до сих пор вспоминаю свой выпускной класс каждый раз когда вижу на телеэкране как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.

Школьная доска

За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего чуда электронной техники, но давайте по порядку.
Еще в середине 19 века самым современным гаджетом помогающим ребенку в учебе была небольшая грифельная доска на которой каждый ученик выполнял задание учителя, а затем стирал написанное. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку. Чем не современный планшет?
Писали на них грифелем из грифельного сланца или позднее алюминиевыми палочками. В 1814 году директор одной из шотландских школ, Джеймс Пилон, рисуя для детей географическую карту решил сделать это на нескольких досках сразу для масштабности и так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.

За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим, менялись тетрадки и ручки, исчезли навсегда проблемы с кляксами так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад.

Если вам понравилась данная статья поставьте лайк и поделитесь ею с друзьями или знакомыми!

Спасибо за внимание.