Найти в Дзене
Моё Сиятельство

«Сбил тебя наш летчик Ли Си Цын»

Музей Вьетнамской народной армии.Истребитель МиГ-21,около которого свалены остатки американского бомбардировщика Герои устного народного творчества не появляются ниоткуда,чаще всего их порождает сама жизнь.Многим гражданам Советского Союза была известна дворовая песня ««Фантом»»,ставшая ныне одним из хитов. Но не многие знают,что не все в этом произведении,посвященном событиям войны во Вьетнаме 1957-1975 годов,выдумка.Был и по-настоящему сбитый американский истребитель F-4Phantomll и сделал это реальный вьетнамский летчик.А вот помогал ему в бою советский инструктор,самый настоящий прообраз песенного Ли Си Цына.Когда речь заходит об участии военных специалистов из СССР во вьетнамской войне,то на память сразу приходят воины-ракетчики,которые участвовали в создании войск противовоздушной обороны этой страны.В разгар войны совместными усилиями вьетнамских и советских зенитчиков удалось не только отразить большинство авиационных атак агрессоров,но и остановить целое воз-душное наступление

Музей Вьетнамской народной армии.Истребитель МиГ-21,около которого свалены остатки американского бомбардировщика Герои устного народного творчества не появляются ниоткуда,чаще всего их порождает сама жизнь.Многим гражданам Советского Союза была известна дворовая песня ««Фантом»»,ставшая ныне одним из хитов. Но не многие

знают,что не все в этом произведении,посвященном событиям войны во Вьетнаме 1957-1975 годов,выдумка.Был и по-настоящему сбитый американский истребитель F-4Phantomll и сделал это реальный вьетнамский летчик.А вот помогал ему в бою советский инструктор,самый настоящий прообраз песенного Ли Си Цына.Когда речь заходит об участии военных специалистов из СССР во вьетнамской войне,то на память сразу приходят воины-ракетчики,которые участвовали в создании войск противовоздушной обороны этой страны.В разгар войны совместными усилиями вьетнамских и советских зенитчиков удалось не только отразить большинство авиационных атак агрессоров,но и остановить целое воз-душное наступление ВВС США н а

Демократическую Республику Вьетнам(ДРВ).Менее известна работа флотских специалистов-разведчиков,отслеживавших деятельность американской авиации.И уж совсем мало информации,по вполне понятным причинам,о деятельности раз-ведывательных служб КГБ и ГРУ СССР во время этой войны.Советские летчики появились в Северном Вьетнаме еще в 1960 году.Это были подразделения военно-транспортной авиации,военнослужащие которых не только сами осуществляли перевозки войскам необходимых грузов,но и обучали местных пилотов. Со временем эта группировка выросла до двух полков вертолетного и авиационного,Кроме того,вместе с ракетчиками вьетнамские войска ПВО создавали и наши летчики перехватчики.Кстати,среди них были люди с боевым опытом не только Великой Отечественной,но и корейской войны (1950-1953 годы).Всем им строго-настрого было запрещено вступать в воздушные бои с американцами,а учебные полеты полагалось совершать только на двухместных учебно-боевых самолетах-«спарках» с вьет-намцами.Нельзябылодопустить,чтобы в эфире звучала русская речь,и поэтому с «землей» по рации мог общаться только обучаемый пилот . А между собой в машине летчики легко находили общий язык-русский,КОТОРЫЙ вьетнамцы довольно быстро осваивали.Помимо интернационального долга,как бы это «меркантильно» ни звучало,у советских летчиков были и свои интересы в той войне познакомиться с тактикой действий ВВС вероятного про-тивника,узнать возможности его техники и оружия,проверить собственные наработки оборонного комплекса и военной науки.Кстати.этим непосредственно и занимался наш главный герой,с которым пришло время вас познакомить.Настоящий герой Между прочим,герой это, в данном случае, не фигуральное выражение,поскольку полковник Котлов Василий Сергеевич

,летчик-испытатель Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П.Чкалова,был Героем Советского Союза и вообще человеком интересной судьбы. Уроженец Смоленской области,выросший в крестьянской семье,Василий Котлов в 17 лет отправился в столицу,где после школы ФЗУ работал на строи тельстве Московского метрополитена.И странное дело, работая под землей,он при этом мечтал о небе.И непросто мечтал,а отучился в аэроклубе,где стал летчиком-инструктором.Потом призыв в армию,новая учеба,на этот раз-в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков.По завершении учебы Котлов отправился в довольно неспокойное место на Дальний Восток. Вот только война Великая Отечественная началась в то время на западе.Котлов неоднократно обращался с рапортами к командованию с просьбой отправить его на фронт.А ему резонно отказывали,мотивируя:«Не сегодня завтра сюда японцы полезут...» Тогда Василий Сергеевич и его друзья-сослуживцы сложились личными сбережениями на боевой самолет и внесли средства в Фонд обороны. Надеялись от- части, что поступок их заметят и рапорты на фронт удовлетворят. Заметили, и сам верховный главнокомандующий благо- дарность всем прислал, но на войну их так и не отправили. до самого августа 1945 года... Повоевать Котлову и его друзьям все- таки довелось - 22 боевых вылета на разведку, штурмовку вражеских пози- ций, сопровождение своих бомбардировщиков. Мог ли подумать тогда Васи- лий Сергеевич, летая на ленд-лизовской «Аэрокобре», что 20 лет спустя тогдашние союзники станут врагами? А после войны Котлова ждало дело не работа менее опасное, чем война, летчика-испытателя. Он был в числе тех отважных людей, которые ставили на крыло советскую реактивную авиацию. Среди боевых машин, которые испытывал Василий Сергеевич, были Ла-15 и МИГ-15, МИГ-19 и МИГ-21, Су-15 и Як-25 и другие. Мало того что ему приходилось облетывать эти самолеты, Котлов еще и проверял их в экстремальных условиях, например при вхождении в штопор. За мужество и героизм, проявленные при этой работе, Котлов в 1957 году был удостоен звания Героя Советского Союза. Своей опасной профессии он посвятил 20 лет. С поступлением на вооружение авиации ракет испытывал и их. Самолет-солдат Так называли во многих странах советский фронтовой истребитель МиГ-21

-2
-3

за его высокие боевые качества. Он поступил на вооружение в ВВС десятков государств мира и успел поучаствовать во многих локальных конфликтах второй половины ХХ века. Однако путь воздушной машины к признанию был непрост. Не сразу его приняли и вьетнамские летчики. После Зенитный расчет, сбивший 500-й американский самолет над территорией Демократической Республики Вьетнам того как ВВС США стали применять в боях во вьетнаме новую усовершенствованную технику, для противодействия ей советское руководство решило отправить в ДРВ новейшие сверхзвуковые самолеты МиГ-21. Но вьетнамцы опасались летать на этих машинах. Стали выяснять, почему, и оказалось, что некоторые вьетнамские летчики имели дефицит веса недостаточного из-за питания. В связи с этим они плохо переносили перегрузки при полетах . Котлов с курсантом вылетели на простой пилотаж, внезапно они обнаружили одиночный вражеский самолет «Фантом», следовавший в сторону вьетнамской столицы. Американцы иногда практиковали такие рейды, прощупывая новые безопасные маршруты для последующих массированных налетов. Шоат заволновался, мол, нельзя пропустить врага к городу. Василий Сергеевич это тоже понимал, но у него был при- каз - не вступать в бой на сверхзвуке и даже теряли сознание. Порой это приводило к трагическим по- следствиям. Советские инструкторы стали следить за рационом подопечных, иногда чуть ли не в приказном порядке заставляя их питаться высококалорийными «деликатесами» - мясом, шоколадом и другими непривычными для вьетнамцев продуктами. Ситуацию исправили. - истребители Но тут новая напасть МиГ-21 были поначалу вооружены лишь ракетами «воздух - воздух», и вьетнам- цы долго не могли к ним приспособить- ся и сбить хоть один вражеский самолет. Расстроившись, стали требовать вместо «двадцать первых» более привычные МиГ-17 с пушками, которые уже уступали основному противнику «Фантомам» по многим характеристикам. Чтобы «реабилитировать» МиГ-21 вообще и его ракеты в частности, во Вьетнам отправили одного из лучших испытателей СССР полковника Василия Котлова. «Мой ”Фантом” теряет высоту...» Прибыв на место и разобравшись в ситуации, опытный специалист понял, в чем проблема. дело в том, что вьетнамцы, привыкнув к авиационным пушкам, не обращали внимания на необходимые правила при использовании ракет. Зачастую их выпускали таким образом, что они технически не могли поразить цели. Выводы следовали однозначные: совет- ские товарищи поставили не очень хоро- шее оружие. В один из дней полковник Котлов от- правился в тренировочный полет вместе с капитаном Нгуен Дык Шоатом на истребителе МиГ-21УС (учебно-боевой двухместный самолет). Им предстояло отработать применение ракет на практике, но оба не ожидали, что это придется делать в учебном вылете самим ни при каких условиях. Он, конечно, имел право приказать подопечному отвернуть в сторону, только понимал, что это означает расписаться в собственной трусости. А трусом Герой Советского Союза Котлов никогда не был. - Атакуем! - приказал инструктор, и их МиГ-21 вступил в бой. Вьетнамский капитан переживал, что ракеты и в этот раз подведут, но советский полковник его подбадривал и буквально пошагово спокойно объяснял, как и когда нужно осуществлять пуск. - Давай! Шоат нажал пуск, и ракеты помчались вслед за «Фантомом». В кабине наступила напряженная тишина, через миг нарушенная радостными криками,американский самолет окутался облаком пламени! Это был первый F-4, сбитый самолетом МиГ-21 во Вьетнаме. Прекрасно освоивший ракеты Нгуен Дык Шоат впоследствии довел список своих побед до шести сбитых американских машин. Он стал Героем Вьетнама, генерал-лейтенантом, служил заместителем начальника Генерального штаба Вьетнамской народной армии. 6 декабря 2003 года указом президента России Владимира Путина за укрепление дружбы и военно-технического сотрудничества между нашими странами генерал Шоат был награжден орденом Дружбы. А вот наградить советского инструктора за тот бой не представлялось возможным по соображениям секретности. И все же благодарные вьетнамские товарищи вручили ему почетную грамоту правительства и удостоили звания почетного гражданина Ханоя. 23 октября 2015 года боевого летчика- фронтовика, отважного испытателя, воина интернационалиста, Героя Советского Союза Котлова Василия Сергеевича не стало...

-4

Автор: Олег ТАРАН

Если понравилось,то здесь можно собачек покормить,чек пришлю как отчет https://money.yandex.ru/to/41001242106940