Наверное все помнят как изобретательный хулиган Том Сойер из одноимённого романа Марка Твена, превратил покраску забора из повинности в привилегию. В этом году нижегородские активисты пошли по стопам марктвеновского героя и тоже привлекли жителей к общественно-значимому труду. С той лишь разницей, что произошло это не обманным путём, а сугубо добровольно. Отреставрировать деревянный дом вызвались более 100 нижегородцев.
Нижний Новгород — 23-й город, где поддержали инициативу градозащитника из Самары. Три года назад Андрей Кочетков вместе с пятью неравнодушными вышел на улицу своего города, чтобы попробовать своими силами восстановить ветхий дом. Так появился фестиваль «Том Сойер Фест», за годы существования которого волонтёрам удалось восстановить 28 ценных архитектурных объектов.
В нашем городе выбор пал на дом вдовы титулярного советника Авдотьи Скворцовой в историческом квартале церкви Трёх Святителей. С 20 августа по 10 сентября волонтёры под руководством специалистов строительных компаний отремонтируют его, покрасят и даже восстановят резное крыльцо, сгнившее ещё во времена Советского Союза. Все работы проводятся на деньги спонсоров и исключительно силами волонтёров. Ответственность за их труд на себя берут компании-организаторы.
- Никто не ездит в Париж смотреть на новостройки. Всех интересует исторический центр. Так и здесь сохраняется атмосфера Нижнего Новгорода — купеческого города конца 19 века, — пояснил один из организаторов фестиваля в Нижнем Новгороде Михаил Иванов. — Цели у фестиваля две. Восстановить ценный объект деревянного зодчества — дом Скворцовой — и изменить сознание жителей города. С потерей исторического облика город утратит свою идентичность.
В администрации города дому выдали паспорт архитектурного сооружения, в котором прописаны основные характеристики здания.
Дом, который построил Григорьев
Дом по адресу — улица Короленко, 18, ранее улица Канатная, построили в 1891 году по заказу мещанки Скворцовой. Изначально это был доходный дом для сдачи квартир в наём. Всего в здании было 3 большие квартиры, одна из которых занимала целый этаж. За домом был большой двор с фруктовым садом. В середине сада был фонтан. Вокруг росли вековые липы.
Дом строился под руководством известного архитектор Николая Григорьева. Первоначальный проект доработали. Хозяева пригласили артель резчиков, которая украсила здание изящной резьбой, несвойственной для городской культуры.
- Дом интересен с точки зрения его декора. Здесь уникально переплелись мотивы профессиональной архитектуры и народного зодчества, - отметил историк архитектуры Станислав Дмитриевский. — Это был простой проект с рамочными наличниками. Но, благодаря резчикам, на главном фасаде появились геометрический растительный орнамент и даже солярные символы.
Несмотря на то, что последний капитальный ремонт дома состоялся ещё в 1956 году, техническое состояние дома хорошее. В доме были все условия, включая свет, газ и отопление.
А дом-то живой…
На протяжении всей истории в доме номер 18 кипела жизнь. Маргарита Цветкова, прожившая в нём 66 лет, с нежностью вспоминает своих соседей.
В советское время в доме было 4 коммунальные квартиры (второй этаж разделили на 2 части). В каждой комнате и даже в подвале жили люди.
На втором этаже в самой большой комнате дома (квартира справа) жил бывший купец Охотин с семьёй. Табличка на фасаде возвещала, что раньше дом принадлежал ему, но в рамках политики раскулачивания дом отобрали. По иронии судьбы в эту же квартиру в соседнюю комнату поселили бывшую любовницу Охотина, что лишило покоя его жену.
- Это были дамы такие высокие. Как англичанки строгие, элегантные, - рассказала Маргарита Александровна. - Помню, что они постоянно ругались на общей кухне. Меня это забавляло.
В квартире слева жила набожная женщина. В её комнате висело много икон, поэтому верующие со всей округи приходили к ней молиться.
На первом этаже жила Марья Михайловна — воспитанница (приживалка) семейства Ланиных. Тех самых, у кого долгое время работал Максим Горький.
- Она мне часто рассказывала про него, - продолжила Маргарита Александровна, - И показывала свои наряды. От неё мне достался корсет. Однажды я в него нарядилась в 5-м или 6-м классе — затянула талию. Старухи на меня глядели!
Семья Маргариты Цветковой, включая бабушку и её тёток, занимала 3 комнаты. О своей тёте наша собеседница отзывается с восхищением:
- На мизерную пенсию она умудрялась жить как очень богатый человек. Весной она доставала коробку с её любимой соломенной шляпой. Мыла её, красила, покрывала лаком — и все думали, что у неё новая шляпа.
В подвале дома тоже жила семья, в которой рос талантливый мальчик Саша Потапов. По его инициативе дети часто ставили спектакли, на которые приглашали всех жителей дома.
Разорили гнездо, а теперь вьют
Всё изменилось, когда первое поколение местных жителей умерло. На их место приезжали новые, но и они надолго не задерживались. Дом ветшал, и в один день Олег Сорокин (на тот момент глава города) подписал постановление о его сносе. Люди считают, что это было сделано ради его супруги, работающей в крупном строительно-девелоперском холдинге Нижнего Новгорода.
Мнение жильцов разделилось. Хозяева 2 квартир подали в суд — доказать, что дом не является аварийным. Маргарите Цветковой, например, дали квартиру на Московском шоссе аж на 19 этаже, что пенсионерку совсем не устроило. Другие, наоборот, радостно ждали переселения. И вот в феврале 2018 года отключили воду, пришлось съезжать. Судебные приставы неоднократно напоминали жителям, что пора забрать из дома свои последние вещи.
Жильцы уже было попрощались с домом, но на его защиту встали активисты. Весь квартал церкви Трёх Святителей признали «выявленным объектом культурного наследия». Через год результаты экспертизы подтвердят или опровергнут этот статус. Деревянные дома законсервировали.
В рамках фестиваля дом Скворцовой приведут в образцовый порядок. К работе всё ещё может присоединиться любой желающий. Дальнейшая судьба дома пока неизвестна. Если появятся инвесторы, в доме откроют хостел в интерьерах 19 века.
Светлана Звонкова
Фото: Елена ВАЛОВА, "НР"