Найти тему
#охорошем

«Маркет Местной еды»: как фестиваль фуд-стартапов поменял культуру еды в Москве

Оригинал текста: https://rb.ru/longread/localfood/

Предыстория от автора:
Я очень люблю покушать. ОЧЕНЬ. Как и все вы. Кажется, я даже помню тот самый первый маркет еды: на солнце около карусели были палаточки в три ряда. Походила, ничего не поняла и ушла. Потом пару раз мы ходили специально. Я ворчала: мне хотелось, чтобы у нас такие проекты были в центре (чтобы было удобно забежать на ходу, да и туристам тоже) и постоянно. И чтобы цены были ниже.
Но факт есть факт: эти фестивали популярны. Они приблизили нас к Европе, где таких маркетов и фуд-проектов много. И теперь мы можем ездить "за тем самым фалафелем".
Проект из фестиваля еды превратился в большое коммьюнити - и это круто. Туда ходят не только попробовать новое, но еще и пообщаться, провести здорово время, послушать музыку.

Это интервью не только о еде. Оно - о нечто большем, потому что еда -это вид коммуникации, любовь.
Про русскую кухню, Питер, ЗОЖ, эко-систему для фуд-стартапов, фудтех и не только.
Полный текст:
https://rb.ru/longread/localfood/

-2

За три недели до старта маркета Парк Горького дал площадку, хотя сказал, что они не хотят у себя делать ярмарки. К тому времени у нас было 80% заявок от домашних сладостей, а уличной еды не было совсем. Просто потому что в 2013 году в Москве ее в принципе не существовало. За неделю нам удалось собрать ребят, которые начинали бизнес с нуля. Это всем известные Burger brothers, Crabs are coming, Gyros for Heroes.

Crabs are coming звонили из Владивостока: «Настя, мы хотим продавать уличную еду из дальневосточного краба». Сказали, что средний чек — 500 рублей. Я отказала, так как считала его высоким. Но они звонили мне несколько раз и просили включить в список проектов. В итоге ребята запустили целый тренд на дальневосточного краба.

Мы собрали много отзывов в СМИ. Парк Горького был в восторге, так как пришло много людей. Люди писали в соцсетях, делились с друзьями и говорили, что Маркет – единственное место в парке, где люди улыбаются. Потому что продавцы искренне общались с аудиторией.

-3
Еда — это вид коммуникации. Если ты хочешь быстрее узнать страну, лучше всего пойти в ресторан, где едят местные, или взять гастротур.

Как-то раз к нам рано утром зашли строители с ближайшей стройки. И один говорит другому: «Представляешь, там парень сам придумал рецепт бургеров и хочет открыть свое кафе. Надо поддержать ребят!»
Без разницы, кто к нам приходит, главное, чтобы это были «хорошие» горожане. Их всех объединяет интерес к новому. Это люди, которые готовы рискнуть и отдать деньги за то, что они никогда не пробовали раньше. Это смелость.

*************************

Мы знаем средний чек каждого проекта. В среднем люди тратят 700 — 1000 рублей, что много для уличной еды. С семьей больше: 2—2,5 тысячи. Каждый раз мне хочется обнять всех, кто приходит к нам.

Я никогда не стеснялась писать людям. У меня был момент, когда я сменила сферу деятельности, так как поняла, что мне нравится пиар (до этого Анастасия училась на факультете управления железнодорожными перевозками. — Прим.).

У меня нет опыта стеснения. Если нужно — я напишу. Или попрошу меня познакомить. При каждом удобном случае рассказываю про свой проект. Я дружила с креативным директором Парка Горького Евгенией Казарновской и рассказала ей про идею. Она ответила, что это круто, и вдохновила меня.
Владельцы завода на Соколе прочли о нас в интернете и написали сами. Я тогда не боялась новых площадок. Это сейчас уже задумаюсь: мы задали определенную планку. Чем приходит больше людей, тем больше комфорта нужно создавать для них.

**************************

Рентабельность маркета всегда зависит от площадки. Обычно это от 10 до 35%. Расходы на маркет обычно занимают 1–1,5 млн рублей. Это аренда, монтаж и демонтаж, зарплата команде. Например, на «Хлебозаводе» у нас аренда стоила больше, чем где-либо. Этот маркет мы сделали в ноль, но не могли его не сделать. Нам нужна динамика проекта, нужно показать участникам, что если они не попадут на маркет сейчас, то смогут сделать это в следующем месяце.

-4
Причина любых провалов, хоть в браке, хоть в бизнесе, — в людях. Кто выбирает стратегию и концепцию? Человек. Кто пишет бизнес-план? Человек. Если место не подходит под концепцию, почему бы не внести изменения? Не бывает плохой аудитории или локации. Всегда можно что-то поменять. Как говорят? «Концепция оказалась неживучей». Бывают странные концепции, которые выживают. А бывает и так, что простые понятные идеи тонут.

Аркадий Новиков считает, что успех зависит от локации. Но и у него не все проекты выстреливают. Или вот «Сыроварня». Очень странный выбор локации – на Бадаевском заводе! Но место качает? Еще как! Поэтому дело только в людях.

В прошлом году на форуме «Атланты» была панельная дискуссия разных бизнесменов. И их спросили, с какими трудностями они столкнулись во время развития своего бизнеса. Люди начали рассказывать про нехватку денег, сложности с властями. И только Шахар Вайcер (основатель Gett. — Прим.) сказал: «Самая большая проблема, которая чуть не завалила весь бизнес — это мое эго. Понял, что могу разрушить весь бизнес, потому что не могу справиться с эго. Поэтому я начал медитировать, искать решение».

Продолжение: https://rb.ru/longread/localfood/