Озэксплуатейшн (Ozploitation) – эксплуатационное кино с непередаваемым местным колоритом самого засушливого континента в мире. Дело было так: в 1971-м году в Австралии был принят рейтинг «R» (то есть 18+), что вместе с серьёзными налоговыми льготами позволило местным киношникам начать снимать низкобюджетное, но ядрёное кино в самых разных жанрах от фильма ужасов до вестерна, от секс-комедий до кунг-фу боевика. К делу часто привлекались актёры из Голливуда и соседнего (относительно) Гонконга. Подобные фильмы снимались, как правило, на экспорт, и схема работала почти до конца восьмидесятых, пока расцвет формата VHS и слишком мощная конкуренция со стороны американцев и киноделов из Гонконга не похоронили явление.
Стоит отметить, что параллельно озэксплуатейшну существовала Австралийская Новая Волна, некоторые фильмы разные критики приписывают разным категориям. Чтобы такой путаницы избежать, имеет смысл всё чётко жанровое отнести к эксплуатейшну, а более менее серьёзное и хуже поддающееся жанровой классификации к Новой Волне
5 фильмов, эксплуатирующих Австралию
Опасное пробуждение (Wake in Fright) 1970, режиссёр – Тед Котчефф. Самый австралийский из всех озэксплуатейшнов. Именно в «Опасном пробуждении» удалось запечатлеть австралийский колорит лучше всего. История о школьном учителе, который отправился в отпуск, проигрался в пух и прах, застряв в австралийском аналоге «города Зеро» и завершил отпуск запоем, охотой на кенгуру, страхом и отвращением.
Человек из Гонконга (The Man from Hong Kong) 1975, режиссёры – Брайан Тренчард-Смит и Джимми Ван Ю. Копродукция Австралии и Гонконга. Озэксплуатационный кунг-фу боевик. Однажды сыгравший Джеймса Бонда Джордж Лэззенби объединяет свои силы с Джимми Ван Ю, чтобы накостылять окопавшейся в Сиднее Наркомафии. Спустя год Джордж и Джимми закрепили успех, снявшись вместе во второй раз в «Выкупе за королеву».
Долгий уикенд (Long Weekend) 1978, режиссёр – Колин Эгглстон. Уникальный микробюджетный фильм ужасов, где антагонистом выступает не трансцендентно-сверхъестественное (вампиры, демоны, сатана), не имманентно-естественное (акулы или маньяки), а трансцедентальное – сама матушка природа. Отдых пары, решившей провести уикенд на пляже, превращается в подлинный кошмар, когда флора, фауна и погода кажется объединяются, чтобы не позволить им уйти живыми.
Безумный Макс (Mad Max) 1979, режиссёр – Джордж Миллер. Великий и могучий «Безумный Макс» породил три прямых продолжения, сделал Мэла Гибсона одной из крупнейших кинозвёзд в истории (пока того не подвёл длинный язык) и определил моду на постапокалиптические вестерны на десятилетия вперёд.
Кабан-секач (Razorback) 1983, режиссёр – Рассел Малкэй. Австралийский хоррор про кабана-убийцу. Перед тем как попытать счастье в Голливуде с технофэнтези «Горец» Рассел Малкэй снял в родной Австралии фильм монструозных ужасов. Поскольку акул, тигров и крокодилов уже разобрали, пришлось выкручиваться с большим и злым кабаном. Кино по меркам озэксплуатейшна вышло дорогое и зрелищное, способное наравне конкурировать с голливудским ширпотребом восьмидесятых.
Благодарю за прочтение. Новые тексты об эксплуатационном кино обязательно будут. Если интересно, стоит подписаться, чтобы не пропустить. Другие тексты по теме:
Мультэксплуатейшн
Евроспай
Пеплум
Ниндзяэксплуатейшн
Джалло
Постапокалипсис по-итальянски
Байкерское кино
Брюсэксплуатейшн
Еврокрайм