Найти в Дзене
ПОЛИСТ

Минск под нацистами: подполье, которого "не было"

Оглавление

Минское подполье возникло в конце лета 1941 года. Оно было стихийным — минчанами никто не управлял из Москвы. Более того, советское руководства не признавало подпольщиков, считая что это провокация СС и СД.

Но сопротивление в Минске было. И сейчас мы о нем поговорим.

Штаб-квартира подпольщиков напротив Гестапо

Минское сопротивление было большим. Сейчас известны имена 6 000 подпольщиков. Организатором борьбы был Иван Ковалев — он возглавил минский горком.

Вначале подпольщики занимались разведкой и агитацией. Они слушали московские радиостанции, распространяли по городу листовки, налаживали связь с партизанами и составляли карты, на которые наносили немецкие казармы, склады с оружием, расположение техники итд.

У минского сопротивления в городе было множество конспиративных квартир. Подпольщики устраивались на работу в нацистские администрации и предприятия, чтобы иметь доступ к ресурсам и информации.

Например, химик Георгий Фалевич при нацистах был заведующим аптеки. Она и стала одной из штаб-квартир сопротивления. Благодаря этому у подпольщиков был доступ к редким медикаментам. Что интересно, аптека Фалевича находилась напротив здания Гестапо.

"Товарищ Сталин! Горькая обида заставляет меня писать Вам"

Минских подпольщиков ведут на казнь
Минских подпольщиков ведут на казнь

Как только в Минске появилось сопротивление, нацисты начали охоту на его участников. Уже 26 октября 1941 года в разных концах города повесили 12 подпольщиков. Но пик арестов и казней пришелся на декабрь 1941/январь 1942 года. Тогда немецкие силовики раскрыли восстание, к котому готовились минчане. О нем поговорим в следующий раз, а сейчас расскажу о большой несправедливости, которая ждала подпольщиков после Победы.

Москва не признавала сопротивление 1941 года и во время войны и после ее окончания. Многих минских подпольщиков считали предателями. Вот, например, письмо одного из участников сопротивления:

Тов. Сталин! Горькая обида за своих погибших товарищей, которые работали в Минском подполье, которые несли Ваше имя сквозь пытки и виселицы и погибли, заставляет меня писать Вам. Недавно исполнилось 7 лет со дня освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. А о том, как героически и самоотверженно боролись большевики Минска, вопрос еще не рассмотрен. Получается, что фашисты их замучили, а мы хотим предать героев забвению. Ввиду того, что местные партийные организации – горком, обком и даже ЦК КП(б)Б – не хотят признать Минское подполье периода 1941–1942 годов, ряд подпольщиков – т.т. Кузнецов, Будаев, Борсук и др. – в 1949 году обращались к Вам с письмом. Вами было предложено ЦК КП(б)Б разобраться с этим делом. Нас снова в который раз заставили писать отчеты, в который раз горком вызывал, но дело снова заглохло. Создается впечатление, что кто-то хочет похоронить память о героической борьбе минских подпольщиков, — из письма подпольщика Дементьева.

Интересно? Тогда поставь лайк и подпишись, чтобы не пропустить новые части. Спасибо)



А еще можешь почитать другие части:

Часть первая
Что творилось в городе в первые месяцы оккупации

Часть вторая
Как немцы руководили городом

Часть третья
Чему учили в белорусских школах во время оккупации

Часть четвертая
Как горожане выживали в холодном городе

Часть пятая
Как нацисты лечили белорусов и что делали с душевнобольными

Часть шестая
Кто служил в полиции и какой была благотворительность

Часть седьмая
Что немцы хотели сделать с православной церковью