Найти тему
Орен1

Тонкие, нежные, теплые. Максим Ткаченко об истории оренбургского пухового платка

Оренбуржец Максим Ткаченко рассказал историю появления знаменитого оренбургского пухового платка:

"Уже не первый век везут домой люди на память себе, или в подарок своим близким из Оренбурга наш пуховый платок, ну а про местную любовь Вы и сами знаете. Наш платок любят за уникальную теплоту, мягкость и, конечно же, за его красоту. Почему он такой теплый? Почему его любят не только в нашей стране, но и во всем мире? Потому-то наши рукодельницы изначально вкладывали в него не только свой труд, но и любовь и даже душу.

По поводу нашего пухового есть несколько преданий, вот, к примеру, пару из них:

1. Говорят, что чабаны растили и кормили свои отары коз ради их молока, мяса и шерсти. О пухе и знать не знали. Казаки - переселенцы, общаясь с чабанами, как-то заметили, что козы у них грязные и нечесаные. И предложили им «сделку»: мол, давайте мы вам коз почешем, а то, что счешем, с собой заберем. Чабаны удивились такой готовности помочь, и согласились. Но такая «сделка» состоялась только один раз. На следующий год, весной, казаки уже меняли счёсанный пух на продовольствие, потому чабаны раскусили «бескорыстность» казаков. С тех пор чабаны стали чесать коз каждую весну и обменивать пух на деньги и продукты. А казаки в итоге завели своих коз.

2. Скотоводы сами догадались использовать пух коз. А казаки удивлялись – как на таком лютом морозе не мерзнут калмыки и казахи, хотя и одеты легко. Потом присмотрелись и поняли, что все дело в телогрейках и шарфах, которые те носили под верхней одеждой. Когда казаки узнали, что они из козьего пуха, то сами завели коз и начали их чесать.

Как бы там не было, но в итоге именно жены казаков не обремененные особым подсобным хозяйством из пуха начали вязать первые платки, шарфы и т.д., а было это еще, задолго до появления нашего города О., вернее крепости. Именно свойство козьего пуха натолкнуло казачек на мысль о том, что можно создать чисто женский элемент одежды. С каждым разом пуховая ниточка начала складываться в узоры необыкновенной красоты.
Если говорить о территориальном месте зарождения этого промысла, то считается, что это место было там, где сейчас расположено село Желтое в Саракташском районе, именно тут появилась первая ажурная паутинка. Матери передавали опыт своим дочкам, те в свою очередь своим.
Первые мастерицы и знать не знали, что создают легенду, легенду не только своего края, не только России, легенду всего мира.

Впервые годы существования крепости, жена Рычкова, Алёна Денисовна, тоже загорелась идеей создания пуховязального промысла, и сама стала работать над этим вопросом. В доме Рычковых (ул. Советская 4), собирались многие казачки, они обменивались опытом, оттачивали свои навыки. После того как Алена Денисовна посетила столицу, наш пуховый платок получил не только столичную, но всероссийскую славу, рассказы о нем начали расходиться в самые отдаленные уголки империи. После посещения столицы, Алену Денисовну наградили медалью, а пуховязальщицам выписали благодарность.

В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне европейцы впервые познакомились с нашим пуховым платком, изделия вызвали большой интерес и были отмечены наградами. После и законодатели моды – французы, объявили пуховую шаль модным аксессуаром. На международной выставке в Париже, которая проходила в 1857 году платки восхитили присутствующую там публику. На выставке 1858 года, которая проходила в Брюсселе, наших рукодельниц наградили Большой серебряной медалью.

Недавно мне попался в руки очерк про город Оренбург за 1878 год, написанный Ф.И. Лобысевичем, вот что он писал по этому поводу: «Из произведений собственно Оренбурга известны пуховые платки, они делаются из козьего пуха, чрезвычайно тонки, нежны и теплы. Главные и известные мастерицы их здесь казачки Мария Ускова и Мальханова (интересно, где они проживали в Форштадте, Берде или в городе?), произведения, которых неоднократно посылались Государыне Императрице и на выставки и были удостоены присылкою Усковой и Мальхановой ценных подарков».

В 1897 году уже в Чикаго платки опять берут новые награды.

В 1882 году на выставке московской художественной промышленности было представлено 6 платков. Два из них были удостоены особого внимания, в награду за свои работы рукодельницы Ускова М.Н. и Владимирова Н.Р. получили по 100 рублей каждая (в то время платки стоили от 18 до 35 рублей).

До распада Союза наши платки получали награды в Канаде (1967г), Японии (1968г), Алжире (1969г), Сирии (1975г), Греции (1976г), Франции (1977г), Англии (1979г), Испании (1981г), Индии (1982г), Германии (1985г).

Предприимчивые «забугорные» предприниматели так же хотели попробовать разводить у себя Оренбургских коз, что бы самим начать пуховязальный промысел. Они закупали их в Оренбургской губернии и везли к себе на родину в Англию, Австралию, Францию, Южную Америку. Но по пути домой половина коз гибла, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их и перевозили. В итоге оказалось, что решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами были метеоусловия нашего края.

После провала разведения коз, решили они вывозить сырье. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» начала вязать шали с названием «Каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема начала выпускать платки «Имитация под Оренбург». Но красота и качество желали оставлять лучшего, не смогли они «переплюнуть» наших рукодельниц.

Спрос рождал предложение, уже в 1913 году вязанием занималось около 21000 человек обоего пола в нашем крае. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель.

В 1930-ом году, в Оренбурге заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени «Первого мая». Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную и ажурную кайму мастерицы продолжали вязать вручную. Механизирована была только вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные – теплые.

Механизация пуховязания состоялась на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Потом решили перейти на вязание платков. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы. В 1955 году артель выпустила 20800 платков. В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, сейчас от фабрики мало уже что осталось, половину фабрики сдали под офисы и магазины. Многие рукодельницы и посей день, продолжают, вручную вязать платки, которые все так же имеют мировой успех".

Орен1 - Важные новости Оренбурга
Поставьте лайк и подпишитесь на канал!