Найти в Дзене

Живой Шаляпин

Федор Иванович Шаляпин, гениальный русский артист. Бас. Его актерской игрой и голосом восхищались императорская Россия и затем Советская Россия, Америка и Европа, богатые и бедные. До сих пор арии в исполнении Шаляпина -- одни из самых продаваемых оперных записей в мире.
Федор Иванович Шаляпин, гениальный русский артист. Бас. Его актерской игрой и голосом восхищались императорская Россия и затем Советская Россия, Америка и Европа, богатые и бедные. До сих пор арии в исполнении Шаляпина -- одни из самых продаваемых оперных записей в мире.

Вы когда-нибудь видели Федора Шаляпина вживую? Кинозаписей, насколько знаю, практически не существует.
Два исключения: немой фильм "Царь Иван Васильевич Грозный" (1915) по опере "Псковитянка", где Шаляпин выступает в коронной своей роли Ивана Грозного. Но там его мало, несколько минут -- в самом начале фильма Шаляпин без грима, слегка улыбается в камеру, и затем на 22:30 он в гриме Грозного. Конечно, Шаляпин везде молчит, никакого знаменитого баса. Звук еще не пришел в кинематограф.


Вот редкая возможность -- Федор Иванович Шаляпин в роли Дон Кихота.

Он говорит, он поет, он играет.

Режиссер Георг Вильгельм Пабст (привет "Бесславным ублюдкам" Тарантино). Фильм интересен еще и тем, что снимался сразу на трех языках: английском, французском и немецком. И во всех версиях только Шаляпин неизменен, говорит и поет на трех языках, а все остальные актеры для каждой версии -- другие (!!). Грубо говоря, снимали сразу ТРИ фильма. Там даже мезансцены слегка отличаются. К настоящему времени сохранились только английская и французская версии. Немецкая считается утраченной.

Я посмотрел фильм (английскую версию). Говорят, во французской версии Шаляпин поет лучше. Федор Иванович прекрасно знал французский, а на английском не говорил совсем. Но сейчас не об этом.

Странное впечатление от Шаляпина в "Дон Кихоте". Именно с точки зреняи актерской игры и образа.
То есть, он действительно выразителен — но как бы для другого кинематографа. Или для театра. Он
слишком выразителен, экран это усиливает и -- дает перехлест. То есть, все герои вокруг как бы в плоскости экрана, а Дон Кихот рельефно выпирает сюда, к зрителю.
Но эта его походка — отличная.
И вообще, пластика. Плюс знаменитый шаляпинский грим, который он всегда наносил сам, лично.

Эскиз грима для оперы "Дон Кихот". Рисунок Шаляпина. Он подарил этот рисунок художнику Коровину.
Эскиз грима для оперы "Дон Кихот". Рисунок Шаляпина. Он подарил этот рисунок художнику Коровину.

И самый лучший момент, когда его посвящают в рыцари, — причем посвящает уличный актер, изображающий короля. Дон Кихот облачается в доспехи и идет на представление бродячего театра (смотреть с 8:30, приход в театр на 11 минуте). Ниже фильм целиком с русской озвучкой:


Несколько иллюстраций в дополнение:

Молодой Шаляпин и его первая жена, Иола Торнаги.
Молодой Шаляпин и его первая жена, Иола Торнаги.
Шаляпин в роли Ивана Грозного (опера "Псковитянка", 1890е)
Шаляпин в роли Ивана Грозного (опера "Псковитянка", 1890е)
Ф.И.Шаляпин в гриме Дон Кихота, опера "Дон Кихот". Это театральный грим. 1890-е.
Ф.И.Шаляпин в гриме Дон Кихота, опера "Дон Кихот". Это театральный грим. 1890-е.
Шаляпин - Дон Кихот. 1890е. Другой вариант грима Рыцаря Печального Образа.
Шаляпин - Дон Кихот. 1890е. Другой вариант грима Рыцаря Печального Образа.
Шаляпин в фильме "Приключения Дон Кихота" (1933). Рядом, естественно, Санчо Панса.
Шаляпин в фильме "Приключения Дон Кихота" (1933). Рядом, естественно, Санчо Панса.

=======

Понравилась история? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории. Спасибо!