Буксовать могут не только автомобили, а как показывает жизнь буксовать могут даже локомотивы.
Буксование у колесной и гусеничной техники возникает ввиду превышения силой тяги силы сцепления колеса с соприкасаемой поверхностью земли (грунта, бетона, асфальта, плитки и т.д.).
На железной дороге это явление называется "боксование".
Боксование - железнодорожный термин, обозначающий срыв сцепления между между колесом локомотива (моторного вагона, самоходной путевой техники) и рельсом.
Это явление наблюдается при реализации тягового усилия. Например при следовании по затяжному подъему с тяжелым поездом или при трогании с места в сырую погоду.
Боксование на железной дороге является негативным явлением как для тягового подвижного состава, так и для верхнего строения пути.
При боксовании паровоза происходит разносное повреждение паровой машины ввиду запредельных, для шатунного механизма, скоростей вращения.
При боксовании электровоза происходит резкий износ бандажа колес и повреждение тяговых электродвигателей ввиду возникновения кругового огня на коллекторе.
При боксовании тепловоза помимо повреждения бандажей колес и выхода из строя тяговых электродвигателей, могут происходить повреждения дизель-генераторной установки.
Для верхнего строения пути следствием боксования могут стать пропилы в рельсах. Причем история показывает нам такие факты, когда локомотивная бригада засыпала в пути следования, поезд останавливался на подъеме и начинал боксовать. Из-за длительного взаимодействия колеса и рельса происходили глубокие пропилы с оплавлением металла.
Для предотвращения явления боксования на железных дорогах применяется ряд технических решений:
- подача песка под колеса;
- одинаковое распределение нагрузки на тяговые электродвигатели;
- схемная защита тяговых электродвигателей;
- правильное распределение точек опоры кузова локомотива для обеспечения равномерного сцепления с рельсом всеми колесными парами.
- применение асинхронного тягового привода.