Ни река Щара, ни сильная оборонительная система г. Слонима не помогли гитлеровцам. Под ударами 48-й и 65-й армий враг понес на этом рубеже большие потери. Только наша дивизия всего за одиннадцать дней продвинулась на 300 километров, освободив большое количество населенных пунктов, в том числе Поречье, и сыграла значительную роль при освобождении Слонима. По поводу взятия города Слонима указом Президиума Верховного Совета СССР она была награждена орденом Суворова II степени.
В эти дни мне в руки попал дневник обер-лейтенанта. Не могу удержаться от соблазна привести из него некоторые выдержки: уж очень ярко они характеризуют настроение гитлеровских солдат и офицеров летом 1944 года.
«4 июля. Совершенно обессилел. Не знаю, что делать. Капитан Кох (заместитель командира батальона) скрылся на мотоцикле. Лошадей и повозки бросили. Повсюду русские.
5 июля. Пришлось оставить и лес. Русские гонят нас. Нет ни хлеба, ни воды. Все перепуталось. Что делать, куда идти?
6 июля. Хотели отсидеться в деревне. Крестьяне навели на нас своих. Когда русские пошли в атаку, мы разбежались кто куда. Кругом вражеская пехота. Русских очень много. Они поют. А у нас только душа осталась в теле. Я совершенно растерян!..»
Прочитал я дневник и невольно вспомнил сорок первый. Возможно, что тогда этот обер наступал на Москву, мечтал победным маршем пройти по ее улицам и площадям.
После освобождения Слонима 53-й корпус продолжал наступление в юго-западном направлении. Наша дивизия начала преследование врага в направлении Хадевичи — Плавски — Озерница — Зельвянка.
В полосе наступления довольно разветвленная дорожная сеть, болота встречаются редко. Дороги живописные, с обеих сторон обсажены деревьями, едешь как по аллее. Жаль только, война жестоко обошлась с деревьями. Большинство из них искорежены металлом, опалены огнем.
В полосе наступления нашего корпуса противник свой отход прикрывал арьергардными частями двадцать восьмой и тридцать четвертой танковых дивизий. Ведя арьергардные бои, они цеплялись за каждый удобный для обороны рубеж. За два дня корпус продвинулся на 35 километров, вышел к реке Зельвянка, с ходу форсировал ее и опять погнал немцев на запад.
Спустя два дня после форсирования Зельвянки 53-й корпус был выведен во второй эшелон сорок восьмой армии. В последнее время соединения корпуса находились на самых ответственных участках и, естественно, были изрядно утомлены. Надо было навести порядок, дать людям отдохнуть, подтянуть тылы и пополнить всем необходимым части.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!