Более колоритного и заметного актера, чем Борис Андреев, в советском кинематографе, пожалуй, больше не было.
Крупный, сильный, с громким низким голосом он производил впечатление глыбы, стены, которую невозможно обойти.
Между тем, в жизни настоящий русский богатырь был милым, добрым, великодушным человеком с большим чувством юмора.
Вопреки экранному образу, Андреев обладал незаурядной эрудицией, много читал, имел необычный литературный дар. В большую толстую тетрадь он записывал придуманные им афоризмы — охренизмы, как он их называл.
Мало, кто знает, что Андреев занимался и звукорежиссурой, которую он освоил самостоятельно и посвятил ей последние годы жизни.
Большой путь большого артиста
Родился Борис Федорович в 1915 году в обычной рабочей семье. И, разумеется, ни в какие актеры идти не собирался. Однако его судьбу определила цепь случайностей.
После школы молодой человек поехал учиться в Саратовский сельскохозяйственный техникум.
Но изменил планы, получил на курсах специальность слесаря-электромонтера и отправился работать на Волжский завод по производству комбайнов.
В советское время каждый работодатель заботился о досуге своих подчиненных. При заводе, где трудился Андреев, был открыт драмкружок. Однажды попав на его репетиции, Борис заинтересовался тем, что происходит на сцене.
Он попросил режиссера Ивана Слонова принять его в ряды артистов, а тот вскоре убедился, насколько талантлив этот большой круглолицый парень. Слонов же настоял на том, чтобы Андреев поступил в Саратовский театральный техникум.
Учебу пришлось совмещать с работой. Но руководство завода поддерживало будущего артиста. В какой-то момент Андреева даже освободили от рабочих смен, сохранив при этом зарплату.
Наступил день, когда, блестя начищенными ботинками и сияя накрахмаленной рубашкой, с дипломом в руках Борис пришел в родной цех.
Товарищи по работе встретили его как «звезду» бурными аплодисментами. Один из рабочих произнес речь, отметив, что в текущем году завод выпустил около двух тысяч комбайнов и одного актера.
Уже скоро Андреев начал выходить на сцену Саратовского драматического театра, а затем в жизнь Бориса Федоровича пришел кинематограф.
Когда режиссеру Ивану Пырьеву представили молодого артиста, он увидел его в роли псевдо жениха героини Марины Ладыниной грубоватого здоровяка Назара Думы.
Втайне Андреев рассчитывал на главную роль. Но случайно услышал, как режиссер говорит ассистентке, что с такой как у него, Бориса, «шалопутной физиономией» не играют героев-любовников.
Их актеру, действительно, не довелось играть. Зато он был востребован в образах крепких русских мужиков с непокорным сильным характером, открытой душой и добрым сердцем.
Именно такими предстают его герои в популярных советских картинах «Большая жизнь», «Кубанские казаки» «Два бойца», «Большая семья», «Сказание о земле Сибирской».
Брак на «первой встречной»
Как в кино, так и в жизни Андреев не был героем-любовником. В его биографии значится только один брак. Любопытно, что он был случайным, но оказался на удивление крепким.
Все знакомые Андреева, знали, что на своей супруге Галине Борис Федорович женился на спор.
Как-то они со своим задушевным другом актером Петром Алейниковым ехали в трамвае, и тот начал задирать Бориса словами о том, что с таким деревенским лицом он никогда не женится. На что Андреев пообещал жениться на первой встречной девушке.
В трамвай вошла симпатичная брюнетка, которая согласилась, чтобы Андреев проводил ее до дома.
После нескольких свиданий Борис предложил Галине выйти за него замуж. Отец невесты, милицейская "шишка", был не в восторге от избранника дочери. Но его все-таки удалось уговорить.
В браке жизнь актера была ровной и вполне счастливой. Глава семьи работал. Супруга занималась домом и воспитанием единственного сына, тоже Бориса.
Потом объектом ее внимания стали внуки. И супруг, который перенес тяжелый инфаркт.
Незадолго до ухода из жизни Андреев лежал в больнице. Снова шалило сердце. Был теплый апрельский день. К актеру, который уже неплохо себя чувствовал, пришли родные.
Перед расставанием Борис Федорович сказал: «Как вы думаете, почему я лежал на площади у ворот храма, а вокруг было много-много народа? Наверное, приснилось. Ерунда какая-то».
В тот же день, вечером 24 апреля 1982 года, актер скончался. В последний путь Бориса Андреева провожали на Ваганьковском кладбище.
Гроб с телом стоял перед входом в церковь Большого Вознесения. Заканчивалась пасхальная неделя.
Вокруг было много-много людей. Они прощались с великим русским актером. Некоторые не могли сдержать слез…