16 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принимает Постановление № ГКО-169сс. Этим Постановлением официально, на высшем уровне, обозначается так называемое дело генерала Павлова.
Многие годы, с середины пятидесятых, считается так.
Расстрельное дело командующего Западным фронтом, а перед войной - Западным Особым военным округом (Белоруссия), Героя Советского Союза генерала армии Дмитрия Григорьевича Павлова до сих пор вызывает ожесточенные споры. Схлестываются разные точки зрения: от его полной невиновности до виновности гораздо большей, чем доказанная судом Военного трибунала.
Многие годы это Постановление вспоминают в связи с генералом Павловым и еще восемью генералами и комиссарами, которые - до окончания расследования и вынесения решения судом - названы виновными. Масла в огонь подливает то, что обвинение сформулировано Сталиным, лично.
Возникает вопрос: так ли уж было нужно Сталину издавать отдельное Постановление высшего органа управления страны о виновности девяти военных, пусть и высокопоставленных?
Постановление имеет гриф "Совершенно секретно". Как почти все Постановления ГКО. И секретность соблюдалась строжайше. Тем не менее именно с этим Постановлением очень быстро ознакомили "всех, кого это касается". А касалось - практически всей армии.
Я всерьез полагаю, что Павлов здесь почти не причем. Павлову со товарищи в Постановлении уделена треть текста. И то из-за объемного перечисления должностей, званий и фамилий.
Двадцать пятый день войны. Потеряна Западная Украина, Белоруссия, почти вся Молдавия, сдан Смоленск, враг рвется к Киеву и Ленинграду. Положение критическое!
Постановление ГКО отмечает мужество и героизм частей Красной Армии при защите родной земли. Но при этом "отдельные командиры и рядовые бойцы проявляют неустойчивость, паникерство, позорную трусость, бросают оружие и, забывая свой долг перед Родиной, грубо нарушают присягу, превращаются в стадо баранов, в панике бегущих перед обнаглевшим противником". Ниже по тексту: "Воздавая честь и славу отважным бойцам и командирам, Государственный Комитет Обороны считает вместе с тем необходимым, чтобы были приняты строжайшие меры против трусов, паникеров, дезертиров. Паникер, трус, дезертир хуже врага, ибо он не только подрывает наше дело, но и порочит честь Красной Армии. Поэтому расправа с паникерами, трусами и дезертирами и восстановление воинской дисциплины является нашим священным долгом, если мы хотим сохранить незапятнанным великое звание воина Красной Армии."
А вот далее - про Павлова и других, которых "Государственный Комитет Обороны... арестовал и предал суду Военного трибунала за позорящую звание командира трусость, бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций".
И, чтобы стало понятно совсем непонятливым, "Государственный Комитет Обороны предупреждает..., что он будет и впредь железной рукой пресекать всякое проявление трусости и неорганизованности в рядах Красной Армии".
Если отбросить фантазии и поиски "глубинного" смысла, если оставить в стороне фамилии и очень высокие должности поименованных в качестве примера лиц, если прочесть Постановление буквально, то - это ясный и недвусмысленный как сейчас говорят месседж всем армейским командирам и комиссарам вне зависимости от ранга: пощады за ошибки, просчеты, некомпетентность не будет!
Нужна - Победа!
Смотрите также статьи:
"29 июня 1941 года, воскресенье"
"Государственный Комитет Обороны"
А "делу генерала Павлова" обязательно будет посвящена отдельная статья.
Если понравилось - ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал.