Возможно, среди читающих эти строки найдутся те, кто назовёт меня излишним моралистом, замшелым традиционалистом, застрявшим в прошлом ворчуном или ещё как-нибудь, но прошу не судить меня так строго и так поверхностно. Просто таково моё мнение, а состоит оно в том, что современные социальные сети разрушили границу дозволенного и недозволенного, а их пользователи с большим энтузиазмом эту самую границу перешли, и всё больше от неё отдаляются. Как можно понять из названия, пальма первенства в этом процессе, на мой взгляд, принадлежит Instagram.
Ярмарка тщеславия и «гонка оголений»
Появление социальных сетей полностью изменило понятие «личного» и «частного» пространств; друзья превратились во «фрэндов», а люди получили возможность вместо узкого круга близких делиться происходящим с ними с гораздо большей аудиторией, в которую стали входить не только знакомые, коллеги, одноклассники, одногруппники и т.д., но и совершенно незнакомые люди.
Тогда стали проявляться ростки того явления, которое сегодня называется «инстагёрлз», когда девушки с привлекательной внешностью начали использовать соцсети для, так скажем, продвижения собственной красоты. Но формат традиционных социальных сетей (типа Facebook), требующих от выкладываемого контента хоть какой-то рефлексии, не совсем подходил для этих целей. «Губы уточкой», а также многочисленные шутки потешавшихся над этой модой пользователей относятся как раз к тому времени. Несмотря на солидный пласт «уточек», критика (обычно, впрочем, нездоровая) такой модели поведения, не давала ей распространиться слишком широко.
Но с Instagram’ом всё изменилось. Соцсеть, сделавшая акцент именно на фотоконтент попала в точку и выстрелила как ракета из стартового механизма (обратите внимание, что, например, в том же Фейсбуке в посте сначала идёт текст, а потом фото, а в Инстаграме наоборот). Пост в Instagram нельзя репостнуть, поэтому контент в этой сети в основном создаётся самими пользователями. Это, как значительно сузило возможности для критики и, будем откровенны, травли, так и намного расширило «творческую свободу» пользователей.
И вот здесь началось традиционное для человеческих индивидов соревнование за исполнение потребности в самореализации (вспоминаем Маслоу с его пирамидой) весьма сомнительным способом ведения социальных сетей. В отсутствие (или в условиях её нахождения в других соцсетях) критики одежды на интернет-красотках начало становиться всё меньше, полоски белья всё уже, позы всё более вызывающими, а нравы всё проще и грубее. Наступил звёздный час «инстагёрлз». Лайки и подписчики стали этаким мерилом успеха (впрочем, на мой взгляд, достаточно эфемерным). Оказалось, что на этом можно зарабатывать, а внешность стала для такого «бизнеса» отличной инвестицией (эту тему я хочу рассмотреть в отдельной статье).
Инстамышление и модель инстаповедения
Всё бы ничего, и кто-то, наверное, даже спросит: «Что плохого в том, что девушки зарабатывают на своей привлекательности и сексуальности? Не все могут стать профессиональной моделью, так что плохого в том, что они пользуются тем, что дала им природа?». На это у меня есть сразу несколько возражений.
Во-первых, плохо в этом всём то, каким способом всё это делается: уже недостаточно просто фото в купальнике – нужно чтобы купальник был всё более и более открытым (ведь «конкурентки» не дремлют!). Поэтому нормой становится этакая «просительно-подзадоривающая» модель поведения: «Продолжение после того, как наберу столько-то лайков/подписчиков». Говорить о том, что это напоминает финансовую модель борделей или порно-ресурсов, думаю, излишне. И ведь работает!
Во-вторых, никакой «природной красоты» в этих «инста-лентах» нет. В войне за внимание в ход идёт абсолютно любое оружие: макияж, позы, ракурсы, светофильтры, кадрирование, ретушь, фотошоп и много чего ещё. Все знают, что фотки «инстаграм-богинь» (да что уж там, большинства пользователей) имеют до смешного мало общего с реальностью, но популярность их от этого нисколько не падает.
В третьих, такой вот «источник доходов» - это даже не то, что можно было бы назвать заработком рантье, это что-то даже более низкое в своей денежной мещанской сущности. «Инстагёрлз» не создают ничего, кроме эмоций, но эмоции эти фальшивы. Красота, которой нет, вперемешку с рекламой товаров, которые не нужны, - отличная метафора современной потребительской антиутопии.
Откуда же всё это взялось? Думаю, что не открою Америку, если скажу, что из публичной сферы. Кто бы что не говорил, «звёзды» - главные популяризаторы и эксплуататоры темы секса, ведь он продаётся лучше всего. Там же, где крутятся большие деньги, моральные принципы отступают (по крайней мере, судя по всему, для тех, кто зашибает миллионы). Включите современные музыкальные каналы, да некоторые клипы – это чуть ли не эротические фильмы.
Дурное дело – нехитрое, и, следуя за вот этими «кумирами», в том числе и с помощью Инстаграма люди выстраивают себе иллюзию близости к «звёздам» и даже ощущения себя «в высшем свете». Но разве не лживы эти ощущения? Неужели человеку для удовлетворения потребности в самореализации и лицезрения прекрасного достаточно лишь красивой картинки, пусть и насквозь фальшивой?
Конечно, Инстаграм вседозволенности лишь частный случай Интернета вседозволенности, крупица более глубокого процесса кардинальных изменений человеческой морали в третьем тысячелетии, но менее пугающим и разочаровывающим явлением от этого он не становится. А что думаете по этому поводу Вы?