Найти тему
SALT.ZONE

Bureau Verstak: как дизайнеры помогают НКО

Оглавление

Координатор проекта Мария Черных — о создании бюро и его работе

Сотрудникам НКО не всегда удается донести до общественности важную информацию интересным и наглядным способом. Команда Bureau Verstak помогает некоммерческим организациям разрабатывать сайты для проектов, создавать иллюстрации для материалов, а также оформлять печатные издания. О деятельности бюро, а также о мастерской для активистов и правозащитников журналистам SALT.ZONE рассказала координатор проекта Мария Черных.

____________________________________________________________________________

Про создание Bureau Verstak

«В начале 2014 года мы с Денисом Пономаревым и Сашей Пономаревой ушли из брендингового коммерческого агентства, в котором больше не могли работать. Нам тогда хотелось создать бюро, в котором мы бы делали все так, как нам кажется правильным. В течение первых полгода мы пытались найти свою фишку и понять, чем на самом деле хотим заниматься, в какую сторону двигаться. И главное — кто наша целевая аудитория.

В 2014 году мы всей командой пошли на Печу-Кучу [неформальные короткие презентации творческих проектов и идей], где одним из спикеров была Даша Алексеева, которая рассказывала про Центр равных возможностей „Вверх“. Даша говорила о том, как важно помогать в мелочах, которые нам кажутся простыми и само собой разумеющимися. Ее история нас так вдохновила, что мы решили: возможно это и есть тот смысл, который мы искали — это то, в чем мы хотим попробовать поработать. Через неделю я написала Даше, что мы молодое бюро и хотим чем-нибудь помочь центру.

Мы начали с инструкцией для мастерской центра „Рукиоттуда“, потом были новогодние игрушки, наша любимая методичка „Любить и кормить“. С центром мы до сих пор работаем и очень благодарны за доверие к нам.

Даша тогда только запускала Charity shop и на первой вечеринке мы узнали про социальное предпринимательство. Там Настя Гулявина [сооснователь и программный директор Impact Hub Moscow] предложила нам стать их резидентами. Оказалось, что социальные проекты — абсолютно незанятая рыночная ниша. С точки зрения дизайна и разработки на этом поле никто серьезно не играет, соответственно, аудитория еще не обучена тому, что в графику нужно вкладываться. При этом наша работа явно обретает смысл — ведь мы будем работать не на каких-то дядей и тетей, перекладывающих бумажки из одной стопки в другую.

Сейчас мы прицельно работаем именно с социалкой, причем так исторически сложилось, что наш фокус — сложные непопулярные темы правозащиты и „иностранных агентов“».

-2

Про проекты pro bono

«У нас есть pro bono для НКО, но с несколькими оговорками. Мы не можем тратить на pro bono больше 15−20% рабочего времени в месяц. Иначе мы рискуем просто умереть с голоду. На безвозмездной основе мы берем проекты, которые нам интересны — направленные на просвещение и решение системных проблем. Я не берусь работать с такими проектами, как адресная помощь — нецелесообразно тратится слишком много ресурсов.

Все заявки мы рассматриваем и обсуждаем с Денисом Пономаревым. Мы честно предупреждаем, что у нас есть очередь, и если к нам обратиться сейчас, то мы сможем приступить к выполнению заказа где-нибудь в середине октября. Обязательно учитывается трудозатратность проекта. Например, масштабный сайт, требующий вовлечения большого числа сотрудников на ближайшие полгода, мы как pro bono не берем.

Также важны взаимопонимание и диалог между заказчиком и исполнителем. Иногда мы понимаем, что общаться в каком-то ключе на протяжении нескольких месяцев мы просто не сможем. Проблема и в том, что иногда, когда люди получают что-то бесплатно, они это ценят меньше, чем если бы за это заплатили. Заказчик может не вложиться, например, в аналитическую подготовительную часть, и некорректно поставить задание.

Поэтому мы иногда берем проекты на low bono — это значит, что мы выполняем часть работ по очень низкой стоимости — где-то 20% от коммерческой. На все эти услуги составляется договор, НКО может записать выполненную работу себе на баланс. И мы видим, что эта система более работоспособна.

При работе pro bono, low bono и коммерческой мы заинтересованы в том, чтобы был хороший результат и продукт, которым можно гордиться. Мы не можем себе позволить делать проекты „в стол“. Мы стараемся здраво оценивать собственные силы, ресурсы и уровень готовности заказчика включиться в работу и сделать что-то крутое и полезное».

-3

Про отличия в работе с НКО и коммерческими организациями

«Работа с НКО на самом деле не отличается от работы с коммерческими организациями. На первом этапе идет бриф и техническое задание — мы выясняем, что конкретно нужно правозащитникам. На уровне эскизов и прототипов, когда есть уже какая-то идея, мы обсуждаем и решаем, в какую сторону двигаться. Именно на этом этапе часто бывает, что предложенное вообще отсекается, потому что не то. Но это тоже хорошо, потому что на каких-то отрицательных комментариях на начальном этапе строить работу гораздо легче — ты конкретно понимаешь, что человеку не нравится. Рисуются новые эскизы. После утверждения идейных моментов идет доработка.

У НКО нет зависимости от продаж и зачастую нет глубокой аналитики целевой аудитории. Иногда кажется, что организация делает какую-то штуку, которая должна нравиться конкретно ей, без оглядки на аудиторию, у которой может быть другое культурно-визуальное восприятие. В этом есть определенная трудность, но такое на самом деле встречается и в коммерции. Тут нужно уже работать над профессиональной компетенцией внутри сектора».

-4

Про мастерскую «Всеясно!»

«Мастерскую в 2017 году придумали Мария Середа из Пражского гражданского центра и Денис Пономарев, как площадку, на которой могут встретиться представители НКО и креативной индустрии. Обычная ситуация для НКО и активистов — наличие важного и интересного контента при отсутствии как стратегии коммуникации, так и выходов на качественных дизайнеров, которые помогли бы донести информацию до людей. На мастерской мы помогаем двум мирам встретиться и разработать стратегию общественной кампании, а также прототип какого-либо продукта.

Правозащитники получают доступ к важному человеческому ресурсу и представление о том, как искать дизайнеров и иллюстраторов и работать с ними. Участникам мастерской помогают в разработке кампании по решению заявленной задачи, а также дают возможность получить грант на реализацию проекта и сопровождение в процессе. Мастерская пользуется спросом — количество заявок с каждым разом растет.

Вместе с Пражским гражданским центром мы проводим ежегодные мастерские в Праге, но приглашаем партнеров устраивать мероприятия и в регионах. В начале сентября, например, по методологии „Всеясно!“ пройдет мастерская в Бишкеке. Ожидаются подобные мероприятия также в России и Беларуси».

____________________________________________________________________________

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ:

Следите за новостями Bureau Verstak в Facebook.