Без преувеличения - эта книга первая после Бога: по тиражам уступает только Библии. Как так вышло? Как уроженке Российской Империи и гражданке СССР Айн Рэнд (по паспорту Алисе Розенбаум) удалось создать такую популярную сначала на Западе, а потом и во всем мире книгу.
Алиса Розенбаум очень не любила социалистов. Во-первых у ее отца они отобрали бизнес. Во-вторых у ее отца они второй раз отобрали бизнес. В-третьих она была еврейкой, а антисемитизма в Советском союзе не было ровно настолько же, насколько не было секса.
Алиса эмигрировала в США и получила гражданство. Когда рука большого брата оказалась за океаном Алиса взяла ник Айн Рэнд и начала записывать диссы на Советский союз, а точнее на политическую и экономическую модель социалистических стран. При этом респектовала капитализму, с определенными оговорками. Она создала свою философию объективизма – основанную на идее экономических свобод и нравственного эгоизма. Последнее означает, что не делиться с бездельниками наработанным кровью и потом добром – это добродетель. А если каждый будет эгоистом, нравственным естественно, то все заживут счастливо.
Квинтэссенцией нелюбви к плановой экономике, коллективизации и вот этому вот всему стал роман-антиутопия "Атлант расправил плечи".
Скажем сразу, мы советуем (нет (!) даже рекомендуем) эту книгу, чтобы отчиститься от левого мусора в голове. Но неокрепшему мозгу будет опасно тут же набраться мусора прямо противоположных идей. Как сказал бы солист Эскобар из группы "Бредор" – шо то х**ня, шо это.
В чем же сокральный смысл названия? Есть Атлант – в древнегреческой мифологии полубог держит на плечах небесный свод. В мире Рэнд – атланты – это предприниматели и творческие люди, и держат они на плечах все неблагодарное общество потребителей, коллективистов и социалистов. Называет она их одним словом - «грабители».
В книге есть исключительно хорошие парни – изобретатель Джон Голт, медный магнат Франсиско Д'Анкония, промышленник Хэнк Риарден, музыкант Ричард Халлей. В банде была и баба, звали ее не Мурка, а вице-президент железнодорожной компании Дагни Таггерт. За роман она успела переспать с тремя подельниками, без зазрения совести перепрыгивая от одного к другому. Как Рэнд относиться к институту проституции в книге не уточняется, но тут как бы намекает.
Есть плохие парни. Например, брат Дагни Джим Таггерт, президент страны Томпсон, главный по экономической политике Уэсли Моуч, ученый Роберт Стэдлер. Все они, конечно, социалисты. Как минимум, в душе.
И на этом оттенки заканчиваются. Герои Айн Рэнд либо черные, либо белые. Либо положительные, либо отрицательные. Причем это их постоянно состояние, характеры вообще не меняются в течение повествования. У Рэнд все просто: кто не с нами, тот под ногами. А это так привлекательно для массового читателя - от Лиссабона до Владивостока. Это вам не Достоевский: бедный Федор Михайлович вместе с героями страдал на тысячах страниц, не понимая, что хорошо, а что плохо. И так и не находил ответ в палитре оттенков.
Вспоминаются слова великого Игоря Губермана:
Мир так непостоянен, сложен так
и столько лицедействует обычно,
что может лишь подлец или дурак
о чём-нибудь судить категорично.
В мире Рэнд за фразу «каждому по потребностям с каждого по возможностям» можно получить вечный бан и отправиться на каторгу, как враг народа. Радикализм в идеях американской писательницы не уступает оппонентам из страны советов времен товарища Джугашвили.
Возьмем конкретный пример из книги. Туннель рушится на пассажирский поезд и умирают все пассажиры – старики, дети, женщины (не для красивого словца говорим это, так написано в книге), которые ехали в нем. Ну и поделом, говорит Алиса Зиновьевна, ведь все они поддерживали политику государства, выступившего против предпринимательства, против созидателей и были нахлебниками. А если ты не поддерживал, но молчал, тоже милости просим оказаться под камнями в туннеле или получить пулю в голову от главного героя. Такое в книге тоже замечено.
Рэнд отъявленная сторонница рационализма – другими словами во главе ставит Разум. С большой буквы. Хотя нам еще несколько десятков лет до "Атланта" Евгений Замятин в романе "Мы" расписал, что бывает в обществе исключительного разума. Для тех, кто не знает – живется там чуть хуже, чем плохо.
Философия Рэнд заключена в одной фразе, которую произносят герои – «я никогда не буду жить ради другого человека, и никогда не попрошу другого человека жить ради меня». И вот эти красивые законы принципиальные герои идеалисты тысячу раз нарушают в течение романа, выручая друг друга из разных неприятных ситуаций, рискуя жизнью без личного интереса. Зато когда дело доходит до мелочей – как помыть посуду по-братски или одолжить машину – непременно начинают трясти друг с друга деньги. Собственно, лицемерие на лицо.
И напоследок: в книге 1300 страниц. На 200 странице начинает казаться, что Айн Рэнд повторяется в своих высказываниях, под другим соусом преподносит уже сказанное. К 500 странице ты понимаешь, что не кажется. Так и есть. Все это перефразирование продолжает до последней страницы.
Подводим итог. Книга вдохновляет, мотивирует и заставляет поднимать задницу, а не ждать у моря погоды. И трудно не согласиться с Рэнд, что именно люди дела изменяют мир. Но все же лучше, параллельно читать Карла Маркса Капитал или на крайний случай Самуила Маршака – в общем антидот какой-нибудь. Иначе капитализм головного мозга гарантирован.