Найти тему
Правмир

Тебя гонят за то, что ты христианин, или потому что ты хам?

Как не впасть в фашизм с христианской окраской

Одно из распространенных заблуждений в трактовке Евангелия — убежденность в том, что христиане должны быть гонимы, то есть изгоняемы из самых различных человеческих сообществ. в Евангелии не сказано, что христиане должны быть гонимы, там сказано: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16: 33) и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10: 22). «Будете» не значит, что мы должны провоцировать это сами, как не означает и того, что это должно быть сию минуту, сейчас, всегда. Здесь есть указание на то, что это не -кая неизбежная составляющая жизни христианина, но как и в какой мере это будет проявляться в жизни каждого отдельного человека, сказать невозможно. И поэтому если ты сейчас не одинок и если ты сей -час не скорбен, то за это надо благодарить Бога, а ни в коем случае не искать самому причины стать гонимым и одиноким. У нас же зачастую считается, что если вокруг тебя хорошие люди и они не причиняют тебе скорбей, то что-то в твоей христианской жизни идет не так. Это абсурд, конечно.

Довольно часто — сейчас это вообще тенденция — человек, став, по его мнению, верующим, начинает активно, рьяно бороться с тем, что не соответствует евангельским заповедям. Это могут быть аборты, безнравственность, масоны — что угодно, реально существующее или отчасти вымышленное. Результат всегда один — перед таким борцом и обличителем постепенно закрываются все двери, «нужные» ему для дела люди отказывают во встречах, «заблудшие» не желают слушать увещеваний, а в соцсетях и на форумах его почему-то банят, так что иногда он успевает написать на прощание: А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших (Мф. 10: 14), а иногда нет.

Что может сказать об этом священник? Прежде всего, нужно понимать, за что именно тебя гонят. Перед тобой закрывают дверь только на основании того, что ты христианин, или потому, что ты не умеешь себя с людьми вести? Впрочем, обличителю кажется, что он-то ведет себя с людьми как раз правильно — «честно». Но можно говорить верное и вести себя при этом подобно безумцу, можно игнорировать собеседника, хамить, не оставляя ни малейшей возможности решить проблему позитивно, наладить диалог.

Вот активист борьбы с абортами попадает на встречу с главврачом больницы и начинает говорить ему, что подведомственное ему учреждение занимается убийством людей — имея в виду не рождённых детей, конечно. Вы бы на месте главврача стали с этим человеком вступать в диалог? Врачи, производящие аборты, действительно творят зло, кто-то из них этим тяготится, для кого-то это норма, поскольку у него иные представления об эмбрионе, — но ситуацию в любом случае невозможно изменить, настойчиво домогаясь их внимания и объявляя их убийцами. Вообще, человеку можно что-то проповедовать только тогда, когда он признает за тобой моральное право на это и только когда он хочет тебя слушать. А чтобы он этого захотел, его нужно убедить. Если человек увидит, что мы разумные, серьезные, глубокие люди и можем поделиться с ним чем-то, чего у него еще нет, но есть в нашем собственном опыте, тогда, может быть, это будет для него убедительно. И конечно, этому должно сопутствовать хорошее отношение: если человек видит, что его воспринимают как потенциального врага, он никаким словам внимать не будет. Причем, что важно, относиться хорошо нужно не ради того, чтобы достичь своей цели, не чтобы слова «сработали», а ради Христа.

Когда человек считает нечто злом и с этим борется, это само по себе не является добродетелью. Добродетель заключается в том, что человек имеет в своей душе и делает что-то хорошее. А в борьбе люди могут просто реализовывать свои страсти, как мы это и видим, например, в борьбе с разными оскорбительными выставками, фильмами, памятниками. Трудно не заметить, что подобные борцы очень схожи по своей психологии с теми, с кем борются, — содержание разное, а методы борьбы и там, и там основаны на оскорблении.

Дело в том, что человек в подлинном смысле слова — это верующий человек, потому что человек сотворен, чтобы быть с Богом, и только тогда он соответствует своему высшему предназначению. Но это же не дает нам оснований заявить всем неверующим: «вы — недочеловеки». Это будет своего рода фашизм, только с христианской окраской, что еще страшнее. Христианин не имеет права так говорить с людьми. Он может думать о людях, пребывающих вне Бога, с состраданием, со скорбью, с внутренней болью, но не дай ему Бог, чтобы христианство стало для него поводом и основанием думать о себе лучше, чем о других. То есть человек пришел в Церковь и стал христианином для того, чтобы служить своим страстям. Может быть, это не было первоначальной его целью, произошла подмена цели, ведь враг всегда старается человека сначала отвратить от доброго намерения — от прихода в храм, от прихода ко Христу, а потом, если не вышло, старается извратить это намерение и дать человеку ложную цель. Так происходит нередко и так тоже формируется одиночество христианина в обществе — но ложного христианина и ложное одиночество.

Из книги игумена Нектария (Морозова) "Одиночество. Пути преодоления в Церкви, семье и обществе", вышедшей недавно в издательстве "Никея".