(2007, Великобритания)
По какой-то странной и нелепой случайности эта британская криминальная драма настолько мало известна в России, что на Кинопоиске ее оценила всего-навсего тысяча человек (сравните с почти 270000 оценками тех же «Карт денег, двух стволов» и вы поймете весь масштаб трагедии). А между тем фильм буквально с первых кадров радует своей неприкрытой честной жестокостью и безостановочным сюжетным драйвом. И пусть дальше его темп будет иногда притормаживать, а потом снова набирать обороты, завязка «Восхождения пехотинца» сработана так, что вы проглотите ее на одном дыхании. И потом уже досмотрите эту двухчасовую историю до финальных титров во что бы то ни стало. Конечно, при условии, что вас не корёжит от фильмов, в которых бандитские разборки поданы без мало-мальской романтики и ни один их персонаж не вызывает ни капли симпатии.
Да-да, именно так. Режиссер и сценарист Джулиан Джилби решил быть с нами предельно откровенен. И показал двуногих уличных хищников Лондона (и прилегающего к нему Эссекса) со всей их животной неприглядностью. Ну а сопереживать нам таким героям или нет, это мы выбираем сами. Так что если кто-то из наших зрителей при взгляде на них вдруг заностальгирует по лихим 90-м, в этом тоже не будет ничего удивительного. Несмотря на то, что события фильма происходят заметно раньше и вдали от России, он настолько точно передает реалии и настроение той ее эпохи, что жирные аналогии с нею будут напрашиваться сами собой. Как и аналогии с лентами Гая Ричи. Хотя с ними - в меньшей степени, даром что и он, и Джилби снимают свои истории практически об одних и тех же людях.
Короче говоря, представьте себе упрощенный вариант Гая Ричи, у которого напрочь отсутствует чувство юмора и желание сочинять запутанные авантюрно-криминальные истории. Зато всё остальное, включая творческую хватку и знакомство с преступной изнанкой Лондона, осталось при нём. Конечно, такой серьезный Ричи уже не подарил бы нам «Карты, деньги...» и «Большой куш», зато он снял бы что-то аккурат в духе «Восхождения пехотинца». С тем же количеством нон-стоп-насилия на погонный метр кинопленки и жалким минимумом лирических отступлений.
Сюжет картины охватывает примерно тридцать лет из биографии реального Карлтона Лича, в юности - простого парня, болевшего за свой любимый футбольный клуб «Вест Хэм Юнайтед». Болевшего настолько рьяно, что единственным развлечением Карлтона были фанатские тусовки и побоища с болельщиками других клубов. Правда, когда в очередной такой стычке Личу едва не проломили башку, он призадумался, а верной ли дорогой шагает по жизни. Тем более, что к тому моменту у него были жена и ребенок, явно не одобрявшие весёлое папино времяпрепровождение.
В итоге перспектива сложить буйную голову во славу кожаного мяча пришлась Карлтону не по душе. Вот только выбранная им альтернатива тоже выглядела крайне сомнительно - теперь Лич ударился в криминал. Тем более, за этим тоже не надо было далеко ходить - буквально до соседнего бара. Туда, где помимо фанатов «Вест Хэма» бухали всякие мутные типы вроде сутенеров и наркодилеров. И где тянущаяся за Карлтоном репутация мордобойца с крепкими кулаками и бычьим нахрапом сначала помогла ему устроиться на работу вышибалой, а затем, как намекает нам название картины, «пехотинец» начал мало-помалу восходить. И, как добавил бы затем Грибоедов, он таки «дошел до степеней известных», пусть даже был отнюдь не бессловесным и мог, когда надо, оскалить зубы и пойти на принцип.
Также для туповатого на вид «бычка» Карлтон порой демонстрировал недюжинное чутье, позволявшее ему выкручиваться из смертельно опасных ситуёвин и не терять доверие своих корешей и деловых партнеров. Которые, в отличие от него, оказались в итоге не такими смекалистыми, так что вечно избегать неприятностей Личу тоже не посчастливилось.
***
В общем, тот неординарный и жесткий фильм, который вы, как и я, тоже могли в свое время проморгать. Но найти который на просторах Интернета, к счастью, пока не составляет труда.
Напоследок замечу, что Лича играет далеко не самый популярный, но всё равно талантливый актер Риччи Харнетт, убедительно изобразивший нам быковатого героя. Такого, что умеет сохранять хладнокровие, но если он все-таки выходит из себя, держать его приходится уже всемером... Очень и очень колоритный типаж, который мог бы занять место в пантеоне ныне культовых героев самого Гая Ричи. Аккурат где-то между Большим Крисом и Барри Баптистом.
P.S. У фильма, несмотря на его слабую известность, есть, однако, аж два сиквела, снятые в 2015-м и 2017-м. Смущает одно - про них и вовсе знает так мало народу, что ни на тот, ни на другой на Кинопоиске даже нет рецензий. Тем не менее я их для себя всё-таки отметил и постараюсь в ближайшее время тоже с ними ознакомиться.