О работе компании в направлении энергосервиса, тенденциях и перспективах рынка рассказывает директор направления «Энергетика» Николай Александрович Савельев.
- Николай Александрович, исходя из Вашей практики, какие тенденции наблюдаете сегодня на рынке энергосервиса?
- В первую очередь, нужно отметить большой интерес предприятий к услугам по замене уличного освещения. В процентном соотношении наблюдается существенное преимущество муниципальных учреждений и органонов местного самоуправления - около 80%, остальные 20% это крупные предприятия и жилые комплексы.
Мы также наблюдаем, что количество предприятий, готовых на замену освещения в рамках энергосервисных контрактов, возрастает и это большей частью связано с государственной политикой в области энергосбережения.
Еще одной тенденцией является ориентация на быстрый результат. Долгосрочные контракты со сроком окупаемости более 10 лет не представляют большого интереса на рынке. Поэтому мы предлагаем нашим заказчикам проекты, которые полностью окупаются в среднем в течение 5-7 лет.
- Расскажите подробнее, как происходит реализация энергосервисных контрактов.
- Выполнение энергосервисного контракта, как правило, мы проводим в несколько этапов. Сначала проводим предпроектное обследование, собираем и анализируем исходные данные для расчета возможной экономии. Наши специалисты проводят технический и финансовый аудит объекта, и только после этого происходит согласование энергосберегающих мероприятий и списка оборудования под замену с заказчиком.
Все монтажные и пуско-наладочные работы проводим своими силами, т.к. штат компании позволяет вести несколько крупных проектов одновременно. Вся модернизация происходит за счет энергосервисной компании, поэтому никаких первоначальных вложений не требуется.
В течение периода действия энергосервисного контракта, мы производим гарантийное и сервисное обслуживание оборудования и системы, а после его завершения, вся экономия и права собственности на оборудование переходят к заказчику.
- Какому оборудованию отдаете предпочтение в Ваших проектах? Отечественному или зарубежному?
- Для нас главное – это соотношение цены и качества. Использование более дорогих зарубежных светильников неизбежно приведет к увеличению сроков окупаемости проекта, поэтому мы отдаем предпочтение надежным отечественным производителям, которые зарекомендовали себя на рынке.
Хочется отметить, что у нас появились компании, которые предлагают достойную замену зарубежным производителям.
- Как модернизация влияет на стоимость продукции/услуг предприятия?
- Здесь нужно учитывать саму специфику энергосервисного контракта. На начальном этапе практически не влияет, ведь вся модернизация происходит за счет энергосервисной компании (ЭСКО). Предприятие вообще не несет никаких первоначальных вложений, а рассчитывается с ЭСКО из сэкономленных за счет модернизации средств (в течение срока действия контракта). Как правило, за 5-7 лет модернизация полностью окупается, оборудование и вся экономия достаются заказчику. Полученные от экономии средства могут быть направлены на развитие предприятия или снижение себестоимости продукции или услуг.
- Вы отметили, что число предприятий, заключающих энергосервисные контракты, возрастает в связи с государственной политикой. Каким образом государство сейчас стимулирует внедрение энергосберегающих технологий?
- За последние несколько лет было принято большое количество законодательных актов, направленных на внедрение энергосбрегающих технологий в учреждениях бюджетной сферы, на предприятиях и объектах ЖКХ.
Большое внимание сейчас уделяется замене осветительных устройств на светодиодные в бюджетной сфере. Согласно Постановлению №971 от 27 сентября 2016 года, к 2020 году доля внедрения светодиодных светильников должна составлять не менее 75% к уровню 2016 года.
В сфере ЖКХ совсем недавно вступил в силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1550/пр от 17 ноября 2017 г. «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», согласно которому с 1 июля 2018 г. проекты зданий, проходящие экспертизу, должны обеспечивать сокращение энергопотребления зданиями на 20% по отношению к сегодняшним требованиям (базовому уровню). с 2023 г. требуемое снижение энергопотребления при проектировании зданий составит уже 40 % и с 2028 г. – 50 % по отношению к базовому уровню.
На мой взгляд, за последние 5 лет была разработана почти вся нормативно-правовая база, необходимая для работы энергосервисных компаний, начиная от рекомендуемых форм энергосервисного контракта и доработки Постановления Правительства РФ № 636 от 18 августа 2010 года и заканчивая изданием ГОСТов по измерению и верификации энергетической эффективности.
- Как Вы оцениваете будущее российского рынка энергосервиса?
Российский рынок энергосервиса сформировался относительно недавно и имеет большой потенциал. По данным РАЭСКО (Российской ассоциации энергосервисных компаний) за 2017 год мы имеем только 3% энергосервисных контрактов от потенциально возможного объема.
На мой взгляд, политика государства в области энергосбережения будет является основным стимулом для модернизации и внедрения энергосберегающих технологий во всех сферах: на предприятиях, ЖКХ, в бюджетной сфере. В связи с этим мы ожидаем увеличение спроса на услуги энергосервиса в ближайшее время и, как следствие, увеличение числа энергосервисных контрактов.