В прошлом году исполнился ровно век Октябрьской революции (25 октября по старому стилю, 7 ноября – по новому). Мы оставим политико-исторические прения за рамками этой статьи: блог как-никак об искусстве, поэтому и говорить мы будем о изображении революции в графике, обходя острые политические углы.
Первые плакаты появились в 1917 году, одним из авторов был А.П. Апсит – художник группы «Среда». Он иллюстрировал советские журналы и произведения Чехова, Горького, Льва Толстого и других русских классиков, принятых большевиками в свой литературный пантеон.
Тексты того времени написаны еще по старинке, с «ятями» и «ерами» на конце слова: реформа русской орфографии еще не возымела действия на практике. Начинает складываться яркий плакатный образ: русский богатырь-революционер и злобный Змей Горыныч – монархист из вражеского белого лагеря.
Ряды иллюстраторов пополняются новыми авторами, и в 1919 году к их компании присоединяется Дмитрий Моор. Многие антирелигиозные рисунки из журнала «Безбожник у станка» – его рук дело. Так же как и издевательские плакаты у входов в храмы, которые призывали раскулачить «жирующую» церковь.
Но в историю он вошел в первую очередь как автор самого известного советского образа (наравне разве что с «Родина-мать зовет» времен Великой Отечественной): его плакат «Ты записался добровольцем?» узнают во всем мире. Ровно как и его возможный прообраз – «Дядю Сэма» с американского плаката «I want you for U.S. army».
Агитационный плакат приобретает карикатурные черты, как только из-за кулис появляется враг. Это хорошо видно по работам еще одного революционного художника В.Н. Дени, который набил руку на карикатурах – отсюда и сатирические наклонности. Он создавал портреты-шаржи Бунина, Репина, Северянина, Станиславского и других дореволюционных знаменитостей. Работая над плакатом, Дени часто сотрудничал с Демьяном Бедным. Первый отвечал за картинку, второй – за ее поэтическое сопровождение. Помните стихотворение Есенина «Русь советская»?
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Раз уж мы заговорили о литературе, грех не вспомнить о Владимире Маяковском, который участвовал в создании «окон сатиры РОСТА». Причем не только как поэт, но и как художник. Это были совсем иного рода плакаты, максимально упрощенные, стилизованные и ориентированные на традиционный русский лубок.
Делитесь статьей с друзьями в социальный сетях, если понравилось!
В арт-блоге PaintingRussia читайте также статью "Пин-ап: откуда ноги растут? "