Василий был нетрезв. Его штормило, как медведь-шатун, огромный мужик метался по квартире и сносил плечищами шкафы и стены. Подойдя к окну, он рассвирепел, увидев кактусы, которые до депрессии выращивала Аля, и швырнул в плачущую девушку весь поднос, засыпая поверхность продавленного дивана землей, иголками и пылью. Самые крупные, еще живые кактусы он с ненавистью швырнул в лицо жене, метя в распухшие глаза, но она заслонилась рукой.
Иголки впились в кожу, некоторые она успела вытащить сразу, некоторые пыталась извлечь потом, тайком, в ванной. Некоторые обломались о джинсы Василия, когда Аля, стоя на коленях перед мужем и вцепившись в его ноги умоляла остаться дома и никуда не уходить. Некоторые глубоко зашли под кожу и зудели потом ещё месяц, напоминая об унижении.
В их квартире было, мягко говоря, неубрано — у Али просто не было сил, моральных и физических. Аля находилась в тяжелой депрессии, которую не имела права признать...
даже для себя.
Она постоянно ругала, жестоко корила себя за то, что безрукая, за то, что никчемная, но... ничего не могла поделать. Каждый раз, когда она шла по узкой тропке среди мусора, игрушек и пивных бутылок, она понимала — нужно прибрать, но каждый раз чувствовала собственное бессилие перед монстром бардака, понимала, что вот сейчас она наведет порядок, НО ЭТО НИ НА ЧТО НЕ ПОВЛИЯЕТ! Дверцу шкафа никто не поправит, она так и будет болтаться на одной петле, игрушки будут раскидываться снова и снова, запас стеклотары под диваном будет пополняться ежедневно, а сам диван ... продолжит медленно продавливаться под стокилограммовой тушей ее благоверного.
Они купили этот диван три года назад, и его ножка очень неудачно начала продавливать старенький линолеум.
— Вась, нужно что-то делать...
— Тебе надо — ты делай.
— Вась, но ведь лежишь на краю дивана ты...
Василий имел привычку 24/7 лежать на краю разложенного дивана.
Чтоб вы понимали — ЛЕЖАТЬ. НА КРАЮ. РАЗЛОЖЕННОГО (!) ДИВАНА.
Это значит — ровно 50% однокомнатной квартиры занято мужицким лежбищем.
Это значит — другим сесть как-то неловко: тебе придется на карачках обходить лежащего тюленя и садиться по-турецки за его спиной, вроде как на кровати — ну кто себе такое позволит?
Это значит — ему так удобно, на журнальном столике стоит ноутбук и чашка кофе / бутылка пива, но больше никто этим столиком не воспользуется, потому что подвигаемый муж будет недовольно кряхтеть, и если тебе хочется — ешь на кухне. Там твое место.
Это значит — "Я не хочу складывать диван — один хрен потом раскладывать придется!"
Таким образом, очень быстро злополучная ножка дивана продавила полноценную дырищу. А так как иногда приходилось диван закрывать (как минимум, чтоб найти укатившийся пульт, как максимум — помыть пол), то дыра трансформировалась в изобилующую рваными продольными лоскутами катастрофу, общей площадью 30Х45.
— Ну и хрен с ней. Не закрывай и не видно будет.
Аля купила в Икее квадратный зеленый коврик, прикрыть ужас. Сейчас на этот коврик летели кактусы и вылилась чашка Алиного кофе, который она пила два дня назад и забыла на подоконнике.
Она не могла сосредоточиться, не помнила что пила и что ела и часто чувствовала головокружение, головную боль, не могла сфокусировать зрение на простых вещах... Сложно сказать, на что она списывала эти явления — на бессонницу, на давление, на проблемы с позвоночником, возникшие после первых родов, но — ей некогда было об этом думать.
Она постоянно плакала из-за душившей ее обиды и ощущения собственной беспомощности, давящего одиночества, бессмысленности, бесцельности и бесперспективности ее собственной жизни.
От этого опускались и уже не могли подняться руки. Даже чтоб элементарно подмести пол. Казалось бы... как просто.
Она понимала, что должна что-то делать, но все что она могла — бесполезно суетиться вокруг лежащего на диване мужа.
Иногда он игнорировал её суету, иногда просил принести пива или кофе, иногда — как сегодня — говорил: "Хватит суетиться! Сядь рядом со мной, посидим, посмотрим фильм. Завтра выходные, завтра приберешь".
Она приняла это приглашение и это была её фатальная ошибка.
Никто не звал ее на край дивана на самом деле. Это была проверка.
Выпив пару стаканов пива и выкурив пол пачки сигарет, у Василия заметно испортилось настроение, он стал недовольно смотреть на окружающий беспорядок и бурчать, что годная баба такого срача не допустит. Аля начала нервничать, но когда она вставала, он возвращал ее на место , "Сиди уже, чё рыпаешься! Поздно спохватилась!" и продолжал пилить, все сильнее и сильнее, давя на самые больные места.
Ближе к полуночи Аля уже опухла от слёз, а монолог Василия перерос в полноценный скандал со швырянием вещей.
Видя, что дальше давить на жену уже некуда, она достигла предела, он пошёл с козырей и проломил дно, решив впутать в ссору ребенка:
— Смотри, Танечка. какая мама бесполезная! Бессовестная, безрукая — ничего твоя мама сделать не может! Иди, спроси у мамы — мама, почему ты плачешь? Давай, давай, иди! Ничего-то она тебе не ответит, потому что говорить не умеет, только мямлить, вот, спроси у нее "Мама, почему мы живём как бомжи на свалке?" Интересно, что ты скажешь, если соседи услышат твои вопли и приведут органы опеки? Обо мне не думаешь, о себе не думаешь — о ребенке подумай, бестолочь бездарная!
Аля только беззвучно рыдала. Маленькая Танечка не понимала и просто кричала, от страха — ее пугал ставший внезапно таким злым папа, ее пугали мамины слезы, кололи иголки кактусов.
— Ну что ты ревешь? Такая же дурная как мать твоя! ТАня, а скажи, ты чья дочка — моя, или этой дуры? МОжет, я от вас уйду и вы тут сами, а?
— Папачка, ни ухадиииии!!!!! — малышка повисла на отце, но он стряхивал её с руки как надоедливого котенка, а потом внезапно, наоборот подхватил и с показным удивлением закричал:
— Не уходииииить? Прааааавдаааа? Дааааа? А почему? Почему я не могу уйти, солнышко моё, от этой вот дряни, матери твоей, почему? ПОчему я должен всё это терпеть постоянно? Депрессия у нее, ЭТО У МЕНЯ ДЕПРЕССИЯ ОТ ТВОЕЙ БЕСКОНЕЧНОЙ ТУПОСТИ И ЛЕНИ, СЛЫШИШЬ, ДРЯНЬ?!! Милая, давай оставим ее , давай от неё уйдем?!! Всё, мы уходим, собирайся, если ты меня любишь — собирайся! С мамой хочешь остаться?!!! Точно?!!! Так, может, это ты во всём виновата? Может это из-за тебя у твоей матери эта её депрессия? А?!!!! — он тряс ребенка над головой , как тряпичную куклу, отпихивая Алю ногой, — НЕЕЕТ?!!! НЕТ? НЕ ТЫ? НЕ ТЫ ВИНОВАТА?! а КТО ЖЕ ВИНОВАТ?!!! МАМА ТВОЯ?! Так мы сейчас от неё уйдем, к чертям собачьим...
Але... удалось.
Удалось заставить мужа опустить ребенка.
Удалось уговорить мужа никуда не уходить с ребенком.
Удалось уговорить мужа никуда не уходить вообще.
Удалось уговорить мужа поговорить спокойно.
Удалось уговорить мужа решить конфликт сразу, не оставляя его решение на утро.
Удалось убедить мужа в том, что ... он ошибается, семья — вот что ценно.
Удалось.
Але удалось сделать всё, что рекомендуют сделать в таких случаях паблики, сайты и форумы... но какой ценой?
Ценой своего тела.
Ценой своих слёз. Ценой такого унижения, которое она ... хотела бы я написать, "которое она поклялась себе больше никогда не допускать в своей жизни", но нет — которое стало началом цепочки ещё бОльшего и бОльшего унижения, поскольку скандалы были частыми, и каждый раз Василию требовался всё более убедительный довод, и валяния в ногах, оральных уговоров и добровольного насилия становилось недостаточно, "Что-то я смотрю ты не очень заинтересована в том, чтоб оставить меня до утра. Так я и знал, ты меня не любишь"
Она могла собой гордиться — ей удалось сохранить семью.
Нужно было уйти тогда, и не позволять этим манипуляциям стать нормой.
Нужно было уйти гораздо раньше...
===========================================================
Йоркский университет (Великобритания) провёл исследования, которые смогли доказать, что дети, родители которых развелись, гораздо больше пострадали от семейных скандалов и выяснений отношений между родителями, чем от самого разрыва этих отношений. Постоянный стресс, разборки, напряжение и ругань негативно влияют на детскую психику, и в такой ситуации развод - настоящее благо, и гораздо более лучший выбор, чем попытки всеми силами сохранить семью.
Если вы нормальные, взрослые, адекватные люди, которым приходится выяснять семейные отношения при ребенке — помните:
Ни при каких обстоятельствах в конфликтах при детях нельзя:
- Использовать детей в качестве "послов": "передай маме/папе".
- Унижать супруга или его родственников.
- Заставлять выбирать, на чьей стороне ребенок, кого больше любит, выбирать кто прав, применять к ребенку психологическое давление.
- Настраивать ребенка против партнёра.
- Угрожать друг другу на словах или физически.
- Хлопать дверью и покидать дом, не разрешив конфликт.
- Оставлять, запирать ребенка одного в комнате, без объяснений.
- Говорить малышу, что это он во всём виноват.
Сделайте хотя бы это.
___________________________________________________________________________
На момент написания этой статьи, Аля живёт одна. Танюша уже ходит во второй класс, а Славик ждёт распределения в ясли. Таня получает алименты, но дети не откажутся от вашей поддержки, детям ведь всегда что-то нужно, или, просто подпишитесь на канал)
С любовью, автор текста:
© Анна Честная.