Найти тему
ArmNews

Возвращение к Великой Армении: цивилизационный путь армян

История человечества – это постоянный идеологический конфликт и борьба народов, создававших могущественные империи для достижения мирового господства. Империи стремились к контролю над ресурсами, захватывая территории и интегрируя населяющие их народы в свою государственную систему.

Малые этносы, сумевшие сформировать свои элиты и сделать верный цивилизационный выбор, вошли в XXI век в качестве самостоятельных субъектов со своими интересами и инструментами их реализации. В свою очередь, народы со слаборазвитым национальным иммунитетом растворялись в крупных наднациональных проектах, становясь политической и цивилизационной частью чужих миров.

По моему глубокому убеждению, каждый народ, претендующий на самостоятельное развитие и великое будущее, должен очень четко себя идентифицировать. Армянский народ – один из древнейших в истории - стоял у истоков формирования индоевропейской цивилизации. Многочисленные исследования показывают, что многие империи прошлого и настоящего (англосаксонские, европейские и ближневосточные) в той или иной форме были подвергнуты армянскому влиянию.

На протяжении сотен веков армяне вели войны, создавая могущественные государства, которые до сих пор являются объектами пристального изучения ученых-историков, аналитиков и политологов по всему миру. Как народ-основатель, армяне были ядром империи, вовлекая и растворяя в себе другие этносы. Иными словами, уже в древнейшие времена сформировался цивилизационный и политический код армян, который должен был предопределить нашу судьбу.

Итак, кто мы – армяне XXI века? На этот фундаментальный вопрос будет дано множество ответов, ибо его природа априори субъективна. Каждый человек вкладывает свои мировоззренческие элементы, пытаясь объяснить, почему он причисляет себя к той или иной этнической группе. Исходя из этого, я не претендую на объективную правду. Более того, я глубоко убежден, что этой правды в природе не существует. Я искал свою самоидентификацию, отвечая на огромное количество малых вопросов, подводящих к ответу на главный: «Кто мы?».

Мы имеем корни, уходящие в глубокую древность. Нас учат, что наши предки создали и правили Великой Арменией – могущественной империей, которая простиралась от Средиземного моря до берегов Каспия. Нас также учат, что наши предки были храбрыми воинами, прекрасными ораторами, искусными политиками и великими учеными. У нас не может быть оснований сомневаться в этом. Только исключительный народ мог создать историческое наследие, живущее тысячелетиями.

Однако можем ли мы сегодня считать себя продолжением той армянской нации? С сугубо научной точки зрения, безусловно, можем. Однако мы не переняли от наших великих предков главное – цивилизационную миссию, которая должна была стать нашим ориентиром и компасом на пути в будущее. Потеряв связь между физическим существованием и духовной природой, мы заблудились и утратили контроль над своими мирами и своей судьбой. Наша историческая миссия заключалась в глобальном созидании. Но оно было возможным, когда у нашего народа имелись ресурсы, позволяющие окружающему миру считаться с нашим мнением и уважать наше жизненное пространство.

Ставим ли мы сегодня цель вернуться к нашей миссии? К сожалению, нет. Ставим ли мы сегодня задачи, способные раз и навсегда объединить разные части армянского мира? К сожалению, нет. Таким образом, мы пока не имеем полного права считать себя преемниками тех, кто знал свою миссию и решал поистине цивилизационные задачи. Однако у меня нет никаких сомнений, что мы обязаны вернуться на тот путь, который был избран нашими предками много тысяч лет назад.

Мы ошибочно полагаем, что Великая Армения погибла и ее не возродить. Империи свойственно такое качество как универсализм и непрерывность в пространстве и времени. Теория «переноса империи» (translatio imperii) говорит о том, что империя - это не столько земная, сколько метафизическая и трансцендентная сущность. Согласно этой теории, империя погибает только как территориальная единица, передавая через религию, культуру и философию свои идеи и незавершенную миссию новому государственному образованию.

К примеру, Китай, Россия и Турция как территориальные образования более не являются классическими империями по типу Империи Цин, Царской России/СССР и Османской империи. Однако эти страны по-прежнему одержимы мессианскими идеями: китаецентризм (Китай – центр мироздания), «Москва – Третий Рим» и османизм/пантюркизм. Как я уже отметил, у нас есть своя миссия и свое предназначение. Великая Армения возродится в ту минуту, когда мы сами поверим в эту возможность и поймем свою миссию.