В XIX веке (1830 г.) швейцарский художник Жак-Лоран Агас, пейзажист и анималист, написал картину «Площадка для игр». Многие специалисты считают этот момент первым упоминанием о детской игровой площадке, поскольку раньше в Европе их не было как таковых. Досугом и развитием детей до этого особо никто не занимался, и малышня была предоставлена сама себе. Сегодня это кажется диким, но дети развлекали себя всеми подручными средствами и даже хозяйственными отходами!..
С развитием педагогики стали появляться специальные учреждения, которые по своим функциям напоминают сегодняшние детские сады. Именно при этих учреждениях и появились первые игровые площадки для детей, но они были несколько другого формата, чем нынешние.
В России первая площадка для детских игр была создана в Санкт-Петербурге (1894 г.), после чего они стали появляться в Москве, Твери, Ярославле, Киеве, Саратове, Самаре, Иркутске, Томске.
Изначально игровые площадки, организованные благотворительными организациями, функционировали исключительно в летнее время. Педагоги учили детей петь, рисовать, лепить, водили на экскурсии. И все это было бесплатно!
Тульский педагог Ремизов Г.К. внес большой вклад в развитие детей на детских площадках. Он стал инициатором проведения в столичных парках массовых игр для детей «Гуси и волки», «Волки и овцы».
Развлечения детей в 1905-1920 гг.: бедные и богатые
Волнения 1905-1907 годов дали свой толчок развитию площадок — их организаторы хотели в игровой форме наладить отношения с хулиганистыми подростками, а также смягчить нравы тех времен, объединив мальчиков и девочек, в том числе из бедных или неблагополучных семей, для общения. Игровые площадки имели примитивное устройство — возле утрамбованного участка земли, окруженного деревьями, располагался сарай для хранения игрушек. Также присутствовали лавочки, стол, реже — навес, предназначенный для защиты от дождя и солнца. Песочницы зачастую были только в парках и скверах, карусели и качели — на ярмарке, спортивные же снаряды вообще считались вредными для здоровья детей.
Кстати, в 1910 году в газетах Санкт-Петербурга появилась заметка о детской площадке, где дети представителей монархии игрались и «угощались чаем и булочками».
Когда Гражданская война была уже позади, игровые уличные площадки вернулись к работе в прежней форме, основной целью которой были — борьба с беспризорностью, антирелигиозная и политическая пропаганда. Для привлечения детей под присмотр педагогов на площадках стали выдавать еду.
1930-1960 гг.: спорт, космос и дети
После введения ГТО в 1931 году площадки начали оснащаться бумами (бревнами) для балансировки, турниками, снарядами для лазанья.
В 1930-1950 годах работа игровых площадок становится круглогодичной — зимой для детей организуют ледяные горки, катки, возводятся снежные фигуры и замки.
Начиная с 1960 года детские площадки, так же как и архитектура, и градостроительство в целом, претерпевают очередные изменения. Теперь игровые площадки становятся естественным продолжением ландшафтной среды, когда ранее это были строго огороженные территории для игр. Кстати, в этот же период между Россией и США проходила «космическая гонка», которая вдохновила тогдашних дизайнеров на создание всем известных игровых элементов «ракета». Кроме этого, стали появляться и более интересные элементы, такие как «машинки», фигурки животных. Также была идея оборудовать плескательный бассейн, но из-за того, что чистоту воды трудно поддерживать в надлежащем состоянии, было решено отказаться от этой задумки.
Понравился материал? Ставим лайк и подписываемся на канал! :)