Найти в Дзене
Курган и курганцы

Сегодня в Кургане проходит традиционная городская педагогическая конференция

Оглавление

О том, какие ориентиры ставит муниципальная система образования, мы беседуем с начальником городского управления образования Иваном Сбродовым

28 августа состоится традиционная городская педагогическая конференция «Развитие муниципальной системы образования города Кургана в контексте основных стратегических ориентиров».

О том, какие ориентиры сегодня ставит муниципальная система образования, мы беседуем с начальником городского управления образования Иваном Сбродовым.

На сто баллов!

— В числе наших главных стратегических целей — обеспечение доступности, безопасности и качества образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности; обеспечение профессионального роста педагогических работников, родительского просвещения в вопросах обучения и воспитания, — рассказывает Иван Сбродов. — Что касается доступности дошкольного образования, сегодня в городе работают 67 дошкольных учреждений; 17 дошкольных групп действуют в школах. В 2018 году в дошкольные учреждения выдано 4508 путёвок, в том числе 700 — детям в возрасте 2 лет. Все малыши в возрасте 3 лет обеспечены местами в детских садах. Для решения этой важной проблемы мы сотрудничаем с негосударственным сектором. Так, в 2018 году на условиях муниципального заказа два индивидуальных предпринимателя приняли 120 детей. Родителям компенсируется часть оплаты – деньги перечисляются предпринимателю. С открытием нового детского сада № 142 «Веснушки» ещё 240 ребятишек стали детсадовцами. Количество детей, обеспеченных местами в детских садах, ежегодно растёт, и эта работа будет продолжена.

В 47 муниципальных школах обучались 36908 детей (по данным на начало учебного года). В этом году впервые за парты сядут 4262 первоклассника.

Высокий качественный уровень образования в курганских школах — это факт, подтверждённый и результатами независимой оценки, и, конечно, результатами ЕГЭ.

В 2018 году зафиксировано 18 стобалльных результатов на ЕГЭ: 13 – по русскому, 3 – по истории, 1 – по химии и 1 – по обществознанию. При этом три выпускника из гимназий №№ 27, 31 и 32 набрали 100 баллов по двум предметам; 469 одиннадцатиклассников набрали более 80 баллов. Хотел бы отметить, что в Кургане значительно снизилось число выпускников, не преодолевших минимальный порог по итогам сдачи ЕГЭ по профильной математике — с 13,3% в прошлом году до 7% в этом; почти 90% выпускников, сдававших математику базового уровня, справились с заданиями на «4» и «5».

Мы убеждены: необходимо постоянно искать и развивать эффективные механизмы повышения качества образования. Поэтому в Кургане большое внимание уделяется развитию олимпиадного движения школьников. Благодаря этому наши ребята показывают прекрасные результаты на олимпиадах всероссийского и международного уровней — многие, ещё учась в школе, зачисляются студентами в престижные вузы. Немало талантливых детей открыла городская научно-практическая конференция «Знание — Поиск – Творчество – Труд». В городе уже много лет проводится конкурс «Ученик года». Не только у победителей, но и у всех его участников успешно складывается дальнейшая жизнь. Лучшим школьникам ежегодно назначается стипендия главы города Кургана.

Вместе со всеми

— Сегодня качество образования предусматривает и совершенствование условий и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, — отмечает Иван Сбродов. — В Кургане в 2017-2018 учебном году 901 ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучался в 77 специальных классах, созданных в 17 школах; из них — 55 детей-инвалидов. В режиме инклюзии в обычных классах городских школ обучаются 182 ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 78 детей-инвалидов переведены на домашнее обучение. Во всех учреждениях составлены паспорта доступности; устанавливаются входные группы, пандусы, поручни, перильные ограждения; проводится реконструкция учебных кабинетов и помещений; закупается специализированное оборудование и учебные пособия. С целью создания муниципальной системы комплексной помощи детям с аутизмом и семьям, в которых они воспитываются, впервые в городе на базе школы № 53 создан ресурсный центр. Значимым достижением мы считаем победу детского сада № 87 и школы № 53 в региональном конкурсе «Лучшая школа инклюзивной практики». Материалы будут направлены в оргкомитет Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» для участия в финале, а материалы по работе школы № 53 — и на конкурс грантовых программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Азбука безопасности

— Невозможно говорить о должном уровне качества образования без обеспечения безопасности в школах, — продолжает Иван Сбродов. — В Кургане на каждый объект образования оформлен паспорт безопасности – в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности. Все образовательные организации города оснащены автоматической пожарной сигнализацией; ведутся работы по техническому переоборудованию ранее установленных систем, автоматически передающих сигнал о возникновении пожара на пульт пожарной части. В муниципальных школах и детских садах установлены «тревожные» кнопки; заключены договоры с охранными организациями на выезд группы быстрого реагирования. Видеонаблюдение имеется в 22 школах и 10 детских садах. В рамках проектов «Безопасная школа», «Безопасный детский сад» завершаются работы по установке видеонаблюдения ещё в 7 школах и 12 детских садах. В 6 школах установлены турникеты, в 4 детских садах – домофоны.

Одним из аспектов безопасности является обеспечение безопасной цифровой образовательной среды. Во всех наших учреждениях — доступ к сети Интернет с централизованной контентной фильтрацией.

Мы считаем очень важным формирование у детей безопасного поведения. Для этого проведены городская интеллектуально – познавательная игра «Азбука безопасности» для первоклассников, акция «Безопасное лето», единый урок по безопасности детей в сети Интернет.

Чрезвычайные события, связанные с проявлениями агрессии в школах, в том числе, к сожалению, и в Курганской области, заставляют нас искать пути к тому, чтобы заменить негативные интересы у подростков на полезные формы досуга. Решить эту задачу можно с помощью учреждений дополнительного образования – в муниципальной системе образования их восемь. По данным опроса, 96,8% родителей, принявших в нём участие, считают, что занятия в учреждении дополнительного образования способствуют саморазвитию и самореализации ребенка; 95,3% уверены, что в дополнительном образовании работают квалифицированные педагоги (подробно об учреждениях дополнительного образования, которому в этом году исполняется 100 лет, мы расскажем в номере за вторник, в день открытия конференции — ред).

Педагоги – это наше всё

В 2017-2018 учебном году в системе образования города Кургана трудились 5020 педагогов: 2401 – в школах, 2265 – в дошкольных учреждениях, 354 – в учреждениях дополнительного образования. Доля педагогов в возрасте до 26 лет со стажем работы до трёх лет составляет всего около 7%

— Вопрос привлечения молодых специалистов по-прежнему остается актуальным, — констатирует Иван Сбродов. — Используются различные формы их поддержки: школа начинающего педагога, клуб наставников, интернет-сообщества и конкурсы. На протяжении трех лет городское педагогическое сообщество знакомится с молодыми кадрами в рамках городского конкурса «Учитель года». Участники номинации «Педагогический дебют» доказывают, что не ошиблись в выборе профессии.

Конкурсное движение педагогов является одним из стимулов повышения профессионального мастерства. В прошлом учебном году проведено 10 городских педагогических конкурсов и фестивалей, в которых приняли участие 400 человек.

Ежегодно курганские педагоги принимают участие в региональном конкурсе учителей начальных классов Курганской области, преподающих шахматы в рамках областного проекта «Интеллектуал Зауралья». На VI региональном конкурсе первое место заняла Алёна Александровна Менщикова, учитель начальных классов прогимназии № 63 г. Кургана, что, несомненно, даёт нам основание гордиться развитием шахматного движения в городе. Городской конкурс «Учитель года» уже на протяжении многих лет делает общим достоянием опыт лучших педагогов города.

Наряду с моральным стимулированием внедряются эффективные практики материального поощрения лучших учителей. В 2017- 2018 году впервые состоялся городской конкурс на выплату денежного поощрения лучшим учителям; его получили 59 педагогов. Четверо наших коллег Татьяна Витальевна Мельникова (гимназия № 31), Татьяна Васильевна Полетаева (школа № 39), Ирина Анатольевна Бобчик (гимназия № 47), Вера Сергеевна Котикова (гимназия № 19 — стали победителями всероссийского конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в размере 200 тысяч рублей.

Качество образования во многом зависит от системы управления образовательными учреждениями. Чтобы подготовить надёжных кандидатов в руководители, у нас работала «школа кадрового резерва», в которой занятия проводили опытные руководители, специалисты кадрового отдела администрации города, Института развития образования и социальных технологий, инновационно-методического центра г. Кургана, руководители – ветераны, имеющие большой опыт практической управленческой деятельности. Руководителям школ со стажем менее года помогают наставники из числа опытных директоров.

Безусловно, была полезной впервые организованная встреча управленческих и педагогических команд нашего города с московскими коллегами и стажировка управленческих кадров Кургана в городе Москва. В ходе совместных рабочих визитов отмечено, что благодаря профессионализму курганских педагогов, умению грамотно использовать имеющиеся ресурсы муниципальной системой образования города Кургана достигнуты хорошие результаты.