Бизнес испытывает дефицит квалифицированных кадров в ИТ, в то время как фундаментальное образование не может адаптироваться к темпам роста и не успевает выдавать готовые кадры.
Подобная ситуация сложилась не только в России и не только в сфере ИТ. Согласно исследованию Manpower Talent Shortage Survey, в 2016 году средний уровень нехватки квалифицированных кадров в крупных компаниях достиг 40%. Центры дополнительного образования призваны и могут решить эту проблему.
Не только онлайн-платформы
Когда речь заходит о дополнительном образовании, на ум приходят лишь онлайн-курсы, но это не совсем так. Российское законодательство делит ДО на два вида:
1. Взрослые и дети.
2. Дополнительное профессиональное образование.
К первому причисляются различные кружки, не требующие дополнительной подготовки. Для второго нужно среднее или высшее образование.
ДПО также делится на два вида: профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Минимально допустимый срок освоения профессиональной переподготовки — 250 часов. По завершении обучения выдается сертификат установленного образца. Минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации — 16 часов. По завершении также выдается сертификат
По таким принципам функционируют лицензированные центры дополнительного образования.
Обучение длиною в жизнь
Независимо от сферы люди все больше обеспокоены сохранением своей работы и будущим своей карьеры. Как утверждает Центр социальных и демографических исследований Америки, 87% рабочих уверены, что им понадобится постоянно обновлять свои знания для сохранения рабочего
места. Появляется потребность в так называемом обучении длиною в жизнь (life-long learning). При этом работники не могут позволить себе тратить от трех до шести лет на университет.
Растет потребность в частных организациях, обеспечивающих широкий спектр образовательных программ. Об этом говорится в приоритетном госпроекте «Современная цифровая образовательная среда в РФ»(2016−2021 годы).
О полезности дополнительного образования для работников красноречивее всего говорят цифры исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: 84% работающих россиян, самостоятельно оплативших свое ДО, сочли его полезным, и лишь 4% — бесполезным. И вот почему
Центры ДО мобильны, применяют инновационный подход к обучению, быстро подстраиваются под тренды на рынке труда и потребности студента, комбинируют онлайн- и офлайн-обучение. Они специализируются на обучении профессиям будущего, которые не преподают в вузах. Так можно получить дополнительную квалификацию или навык, а также повысить уровень профессиональных знаний.
Как видно, необходимость дополнительного образования подчеркивается государством, образовательными сообществами и работниками
EdTech, или Образование будущего
EdTech — это инновационные образовательные технологии. К ним относятся как онлайн-платформы, так и образовательные стартапы. По данным Education International, объем мирового рынка образования составляет 4,5–5 трлн долларов, и в ближайшие годы он обещает увеличиться до 6−7 трлн. Доля онлайн в нем — всего 3%, или 165 млрд долларов, но благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году она должна вырасти до 240 млрд.
Россия, по мнению аналитиков TAP Advisors, J’son & Partners Consulting, Ambient Insight и Edutainme, демонстрирует самый высокий ежегодный прирост на рынке EdTech в Восточной Европе: по разным оценкам, 17−25%.
Все это свидетельствует об очень быстром росте потребности в образовании и образовательных технологиях.
Издания East-West Digital News, «Нетологии Групп», ВШЭ, ФРИИ и других компаний представили комплексное исследование рынка EdTech. Если коротко, то в мировом образовании уже наметились следующие тренды:
- непрерывное обучение (life-long learning)
- индивидуальный подход (personalized learning) или возможность освоения курса в собственном темпе (self-paced learning)
- геймификация — вовлечение учащегося в образовательный процесс (популярно в бизнес-сегменте)
- глобализация — создание общих образовательных пространств, в том числе формирование единой среды общения для учителей и учеников
- VR/AR-симуляция процессов
- рост значимости личного бренда и репутации преподавателя
Видно, что главная цель EdTech — повышение качества и скорости обучения при помощи новых технологий, которые предоставляет цифровая среда.
Почему онлайн-платформы не работают
К числу институтов ДО формально относится и дистанционное обучение, или онлайн-платформы, которые предоставляют платное дистанционное обучение. Сюда входят агрегаторы Degree и SkilledUp, предлагающие кураторские и сервисы наподобие LRNGO — рынок личного тьюторинга. Udemy — лидер среди таких платформ.
Платформы-МООК (массовые открытые онлайн-курсы) кардинально отличаются от других онлайн-курсов тем, что не предоставляют никакой поддержки учителей. Лучшие из них: Coursera, edX, Udacity, KhanAcademy. По данным агрегатора МООК Class Central, их платформы предоставляют 9,4 тыс. курсов для 81 млн зарегистрированных слушателей, что на 23 млн больше, чем в 2016 году.
В 2016 году слушателей интернет-курсов среди россиян увеличилось вдвое — до 1 млн человек.
Широкий выбор программ, гибкий график, доступная цена или бесплатно — все это обеспечивает широкую популярность онлайн-обучения
Но исследования эксперта в области образования Кэйти Джордан показывают, что в среднем онлайн-курсы заканчивают 15% учащихся. А в интервью Fast Company Magazine основатель Udacity признался, что его курсы оканчивает меньше 8%. Это порождает обширные споры об эффективности онлайн-платформ.
Ясно одно: чтобы попасть в число этих 15%, нужно обладать такими качествами, как повышенный самоконтроль, работоспособность, дисциплина, концентрация, мотивация. Немногие могут ими похвастаться.
Главное — баланс между офлайн и онлайн
Как признают сами специалисты платформы Coursera, не все аспекты образовательного процесса удачно реализуются дистанционно. Главное достоинство офлайн-образования — это общение между студентами, или нетворкинг.
Профессор Марк Эдмундсон в своей колонке в The New York Times пишет, что онлайн-курсы обезличены, у них нет конкретного адресата. Отсутствие индивидуального подхода и преподавателя может быть компенсировано только общением офлайн. Ведь, как уже отмечалось, роль личного бренда преподавателя растет. Согласно исследованиям РАНХиГС «Мониторинг ДПО в России», наиболее популярны в России дополнительные образовательные услуги вузов: дистанционное обучение (49%) и курсы повышения квалификации в коммерческих организациях (39%). Именно поэтому сейчас намечается тенденция смешанного обучения.
«Смешанные» типы образования комбинируют техники онлайн- и офлайн-обучения, при этом берут лучшее от традиционного образования, оставаясь мобильными и отвечая запросу рынка труда.
Хорошее офлайн-обучение должно обладать следующими преимуществами:
- квалифицированные преподаватели-практики
- нетворкинг
- персональный подход, позволяющий получить своевременную консультацию и не терять мотивацию для обучения
- дисциплина — дедлайны по заданиям
- предоставление сертификата
- гарантия трудоустройства
Все это и есть преимущества центров дополнительного образования, которые в полном масштабе не могут обеспечить ни тяжеловесные государственные учреждения, ни доступные всем курсы на онлайн-платформах.
Олеся Горьковая,
CEO HackerU в России