Болгарский философ, политолог и один из ведущих публичных интеллектуалов мира по версии Foreign Policy Иван Крастев в своей совсем маленькой книжке рассказывает, почему же демократия вдруг оказалась более не самым эффективным способом властвования, а заодно обьясняет причины возникновения тренда на тотальное презрение к элитам.
Будучи евангелистом презрения к элитам, я, конечно, заинтересовалась второй частью.
Господин Крастев предполагает, что единственными бенефициарами любых перемен являются исключительно представители олигархии, которые давно утратили понимание так называемой реальности или как сам Крастев называет это — «общности», а заодно и приватизировали социальный «аварийный выход».
Автор подмечает, что в случае кризиса (вне зависимости от страны, типа правления и даже геополитических аспектов) элита чуть ли не первым делом сматывает удочки, вместо того, чтобы участвовать в корректировке маршрутной карты по выходу из негативной ситуации. В качестве примера приводятся братушки-греки, элиты которых во время одного из очередных своих недавних экономических кризисов наперегонки побежали выводить капиталы из своей страны.
Такое поведение, разумеется, вызывает вопросы у безмолвствующего народа. Зачем, кстати, далеко за примерами ходить, если у нас своих Романов Аркадьевичей с мешком «Челси» можно набрать по памяти, не шибко напрягаясь? Не менее четверти из 500 самых богатых российских бизнесменов покинула страну с момента принятия закона о деофшоризации, чтобы не платить налоги в России.
Есть в книге Крастева и весьма наивный момент, если не сказать больше — какая-то наигранная простота. По мнению философа, если вооружить каждого условным айфоном с доступом в интернет, то мы все вдруг внезапно получим возможность контролировать политиков и ангажированных властью богачей.
«Политики больше не могут дурачить людей и если они это делают, то рискуют выставить самих себя дураками», — пишет Иван, а у меня к Ивану на этой фразе возникает сразу целый ряд вопросов, который в общем сводится к одному простому: мальчик, а ты про Россию слыхал?
Что толку от того, что все мы узнали о проститутках на яхте, о богатствах Чайки, виноградниках Медведева и личном самолете двух собак? К никаким социальным последствиям, ни хорошим, ни дурным это не привело. Стыдно что ли кому-то стало? Или посадили кого?
Несколько дней (ладно, пусть недель) хайпа, и всё.
Видимо, вдохновлённый опытом «арабских вёсн», и прочих времён года по земному шарику, Крастев немного забывается, что в Россию можно только верить.
Нет, серьёзно, называть смартфон «персональным гражданским детектором лжи»? В стране, в которой за пикчу с Патриком можно отъехать валить лес в Карелию? При всём уважении к политической науке и любви к абстракциям, подобные тезисы выглядят в наших современных условиях если не глупо, то уж точно наивно.
Безусловно, существует множество случаев, когда социальные сети действительно положительно влияли на ту или иную ситуацию, буквально спасали жизни людей. Но как мы помним «Метафизику» Аристотеля — целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей.