В XIII веке у стен Золотарёвского городища под Пензой произошла крупнейшая, по количеству найденного археологического материала, битва с участием монгольских и древнерусских войск.
Ни на Куликовом поле, ни на Сити, ни у какого из древнерусских городов не найдено столько трупов и артефактов, свидетельствующих о кровопролитном побоище.
Впрочем, Золотарёвское городище в последние годы стало историко-культурным брендом Пензенской области. Это место уже хорошо известно любителям истории и археологии.
Неизвестно, однако, когда в точности произошла эта битва и почему о ней молчат русские летописи. Или же говорят, да только мы никак не можем их понять.
Начнём с того, что Золотарёвская битва, судя по материальным следам, пока наиболее реальна из всех, случившихся у русских с монголами.
Далее, это была «битва народов». На одной стороне – монголы и различные покорённые ими тюркские народы. На другой – мордва, русские, булгары, буртасы, половцы и даже енисейские кыргызы, добежавшие аж досюда от натиска монголов.
В этой самой грандиозной битве, по оценкам археологов, участвовало примерно 5000 захватчиков и 1000 защитников крепости.
Цифры выглядят весьма реальными. Заодно они снимают сомнения по поводу покорения Руси монгольской ордой в 1237-1240 гг. Действительно, если войны велись такими вот армиями, то монгольская армия могла прокормить себя и своих коней даже зимой. Сомнительно, что русские могли не устоять перед столь малочисленными армиями? Ну, наверное, русские профессиональные дружины были ещё меньше. Да к тому же, кто вам сказал, что они, в соотношении 1:1, должны были воевать лучше монголов? Тем более, пока неизвестно, может быть, какие-то князья исходно находились с монголами в союзе. В летописях очень много фигур умолчания.
И самой важной такой фигурой умолчания является Золотарёвская битва. Если это только было не то самое взятие Рязани Батыем, про которое летописи говорят как о первом и чуть ли не самом важном эпизоде монгольского нашествия на Русь.
Ведь до сих пор точно неизвестно, где находилась Рязань в 1237 году. Ведь в городище Старая Рязань не найдены следы военных столкновений и разрушений, пожарищ и т.д. Вообще, нет пока свидетельств, что на этом месте существовал город именно в первой половине XIII века.
А по летописям, ещё в 1208 году суздальский князь Владимир Большое Гнездо разорил и сжёг Рязань, выгнав из неё всех жителей. И вот, спустя меньше тридцати лет, второй разгром. Может быть, в обоих случаях, это были разные места? И оба – не связаны с известной теперь Старой Рязанью?
Но если Золотарёвское городище это и была Старая Рязань, это коренным образом изменяет обычные представления о характере расселения восточнославянских племён в землях мордвы и об истории Рязанского княжества. В том, что восточные славяне задолго до XIII века могли поселиться среди мордвы, нет ничего невозможного. Пургасова Русь, о которой летописи упоминают, – не она ли это?
Древнее Рязанское княжество было многонациональным. Ведь само название Рязань, как и Казань, явно не славянское; скорее всего, оно происходит от мордовского народа эрзя – переиначенное Эрзянь. Были там и русские, но совершенно независимые от прочих князей. Со временем их история была переписана, и Рязань – могучая соперница Владимира – представлена как центр захудалого и заштатного русского княжества.
А это было не так. Эрзянь, судя по числу монгольских трупов, ценой своей гибели ослабила удар монголов по Руси и Восточной Европе, спасла европейскую цивилизацию.
После гибели Золотарёвского городища Эрзянь возобновляется уже на том месте, которое нам известно как Старая Рязань. Здесь процент славянского населения был больше. Эрзянь постепенно превращается в известную нам русскую Рязань.