Последнее время в воздухе снова возник вопрос о создании в России самолёта вертикального взлёта и посадки. Вот свежая цитата от РИА "Новости" Минобороны России начало разработку нового самолета с вертикальным взлетом и посадкой. Об этом на военно-техническом форуме "Армия-2018" заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов.
Почему то возникает стойкое ощущение "дежавю". Уже в 1991-ом году мы похоронили прекрасный проект як-141 и вот опять. При том были потрачены десяток лет работы, огромные ресурсы на создание нового двигателя и всего самолёта. Зачем с нова к этому возвращаться учитывая сколько времени упущено, очевидно что достать из стола чертежи Яка уже не получится, нужен новый самолёт, а это снова десятилетия разработок... И не хочется кидать камень в свой огород но учитывая кризис 90-х и состояние текущих программ, возникает вопрос, а хватит ли у нас компетенций? Ну, допустим хватит. Но зачем? Будем строить новые маленькие авианосцы? Напомню, что первый и последний полноценный самолёт разведки и ЦУ так и не довели до ума и он находится в музее под Киевом. А, что такое современный самолёт без разведки?
Помогут ли свойства современного СВВП в условиях полномасштабной войны, когда будет нанесён удар по военным аэродромам? Сомнительно, не для кого ни секрет, что современные военные ЛА способны взлетать и садится как с грунтовки так и на обычные автодороги, так что совершить рассредоточение вполне будет возможно.
Ну и последнее, пусть даже самый современный и оснащённый самолёт будет проигрывать в воздушном противостоянии обычному самолёту, неся в себе два (или один) лишних двигателя, ведь его место могло занять топливо или вооружение. Вот для примера компоновочные схемы самолётов СВВП.