(2017, ЮАР)
Как-то я малость запутался в вестерновой терминологии.
Итак, что такое классический «вестерн» и его более современные подвиды, знают все. Что такое «спагетти-вестерн», тоже ни для кого не секрет - это итальянские вестерны, повествующие о Диком Западе, но снятые на европейской натуре и со своими художественными новшествами. Были еще в Европе так называемые «красные вестерны». Пока бездуховный Голливуд истреблял в своих фильмах орды индейцев, кинематографисты социалистических стран (ГДР, Югославия, Чехословакия) давали ему отпор, снимая вестерны, в которых благородные индейцы боролись за свою независимость с вероломными бледнолицыми колонизаторами. Так что если вы способны назвать навскидку хотя бы пять фильмов с Гойко Митичем, то, в принципе, можете считать себя знатоком этого поджанра. Да и про советские «истерны», думаю, многие из вас наслышаны. Сюжеты этих фильмов уже не имели отношения к Америке и касались в основном нашей Гражданской войны. Как правило, речь в них шла об установлении советской власти в глухих провинциях или борьбе с басмачами в Средней Азии; последними картинами были щедры студии Таджик-, Узбек- и Киргизфильма.
Еще мне доводилось видеть одно японское безумие (в хорошем смысле слова) под названием «Сукияки Вестерн Джанго» и слышать о том, что в Южной Корее нынче тоже якобы снимают свои «истерны»... ну или как там они называются у корейцев?
И вот, когда я начал думать, что этому развесистому жанру меня уже ничем не удивить, тут-то южно-африканцы и выкатили передо мной картину, которую даже неведомо, чем и заклеймить.
Первое, что напрашивается на ум при попытке изобрести для «Пяти пальцев...» жанровую категорию, это, конечно, «southern». Однако сегодня этот термин прочно связан с музыкой, а никак не с «вестерновой» тематикой. «Блэк-вестерн» после «Джанго освобожденного», «Омерзительной восьмерки» с Сэмюэлем Л. Джексоном и римейка «Великолепной семерки» с Дэнзелом Вашингтоном тоже ассоциируется с нынешней голливудской и уж точно не с африканской кинопродукцией. Хотя к «Пяти пальцам...» такое определение подошло бы гораздо удачнее, ведь это, похоже, первый вестерн в истории кино, где играют почти одни чернокожие. За исключением четырех желто- и бледнолицых человек, занятых на второстепенных и эпизодических ролях.
К сожалению, больше ничем уникальным кроме географии (дикая провинция ЮАР), времени действия (наши дни) и рекордно-мизерного количества белых актеров картина похвастаться не может. Особенно сюжетом. Который мало того, что примитивен, словно канализационный люк, так еще и «ради красного словца не пожалеет и отца». Или, говоря конкретно, ради узнаваемой отсылки к классике вестерна или красивой позы скатывается в откровенные глупости, не стесняясь выставлять своих героев круглыми идиотами.
Вот, к примеру, начало картины: мальчишки изображают легендарную перекрестную дуэль стрелков на кладбище из «Хорошего, плохого, злого», только вместо револьверов у них рогатки. Бац-бац-бац - у кого-то рассечена бровь, кто-то потирает синяки, кто-то ругается от боли... Думаете, это были враги? Вовсе нет - закадычные друзья. А зачем они безжалостно пуляют друг в друга камнями, рискуя потерять глаз, зубы, а то и жизнь, если камень вдруг прилетит кому-то в висок? Причина одна: режиссёру Мэтьюзу очень захотелось процитировать Серджио Леоне. Вот он и решил, что пусть лучше его герои ведут себя как ненормальные, чем он откажется от этой понтовой сцены.
Далее эти пятеро пацанов (собственно, те самые «Пять Пальцев»), защищая свою деревню от белых полицейских-вымогателей, мочат двух из них, после чего их убийца, испугавшись, удрал с родины аж на целых двадцать с лишним лет. В течение которых он успел побывать бандитом и отсидеть в тюрьме. Ну а когда наконец-то вернулся, то увидел, что дома ничегошеньки не переменилось, даром что апартеид был давно отменен. Просто теперь деревушку терроризировали не белые законники, а черные, причем не они одни. Также шухер в округе наводила банда каких-то беспредельщиков, запугавших даже полицию и толстого мэра, не говоря об остальных сельчанах.
Крутой расклад, слов нет. И мы уже потираем ладони, предвкушая, какая же мощная войнушка грянет вот-вот на фоне этого тройственного противостояния героя-одиночки/ полиции/бандитов. Однако зря радуемся. Потому что дебютант в большом кино Мэтьюз вдруг забывает о том, что на дворе у нас динамичные 2010-е. И аж целый час толчёт воду в ступе, испытывая наше терпение пустопорожними диалогами, унылым деревенским бытом и отсутствием какой-либо движухи (единственный коротенький мордобой не в счет). Да и когда дело доходит до экшена, всё в итоге скатывается в мельтешение, сумбур и отсутствие элементарной тактики у сражающихся сторон. Все герои конфликта, вместо того, чтобы биться плечом к плечу с товарищами, разбрелись поодиночке по всей деревне и начали играть в самоубийственную игру «Кто быстрее подставит спину стреляющему из-за угла врагу».
Ну и финал... Он вновь цитирует всё ту же сцену из Леоне и снова вопреки здравому смыслу. Зачем была нужна эта перекрестная дуэль после того, как все конфликты были исчерпаны? Опять ради одного лишь реверанса классике и банального позёрства - иного логического объяснения поразившей героев, массовой шизофрении попросту нет.
***
В общем, неплохая была идея снять современный вестерн в постапартеидной ЮАР, да только реализация этой идеи на практике подкачала. И если снимать красивую картинку Мэтьюз уже научился, то во всём остальном он покамест ещё профан. Который не понимает, по каким стандартам делаются современные вестерны, поэтому старается равняться на классику, но и это выходит у него некультяписто. И всё же, с учетом вакуума, что образовался в этом жанре в нынешнем году, «Пять пальцев для Марселя» могут скрасить вечерок скучающему любителю вестернов, хотя пересматривать эту тягомотину его вряд ли потянет.