Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Пять пальцев для Марселя

Оглавление

(2017, ЮАР)

- Привет! Ну как тебе мой косплей Эль Мариачи из "Отчаянного"?  - Чувак, извини, но что-то совсем непохоже. -  Блин, я так и знал, что без гитары ничего у меня не получится!
- Привет! Ну как тебе мой косплей Эль Мариачи из "Отчаянного"? - Чувак, извини, но что-то совсем непохоже. - Блин, я так и знал, что без гитары ничего у меня не получится!

Как-то я малость запутался в вестерновой терминологии.
Итак, что такое классический «вестерн» и его более современные подвиды, знают все. Что такое «спагетти-вестерн», тоже ни для кого не секрет - это итальянские вестерны, повествующие о Диком Западе, но снятые на европейской натуре и со своими художественными новшествами. Были еще в Европе так называемые «красные вестерны». Пока бездуховный Голливуд истреблял в своих фильмах орды индейцев, кинематографисты социалистических стран (ГДР, Югославия, Чехословакия) давали ему отпор, снимая вестерны, в которых благородные индейцы боролись за свою независимость с вероломными бледнолицыми колонизаторами. Так что если вы способны назвать навскидку хотя бы пять фильмов с Гойко Митичем, то, в принципе, можете считать себя знатоком этого поджанра. Да и про советские «истерны», думаю, многие из вас наслышаны. Сюжеты этих фильмов уже не имели отношения к Америке и касались в основном нашей Гражданской войны. Как правило, речь в них шла об установлении советской власти в глухих провинциях или борьбе с басмачами в Средней Азии; последними картинами были щедры студии Таджик-, Узбек- и Киргизфильма.
Еще мне доводилось видеть одно японское безумие (в хорошем смысле слова) под названием
«Сукияки Вестерн Джанго» и слышать о том, что в Южной Корее нынче тоже якобы снимают свои «истерны»... ну или как там они называются у корейцев?
И вот, когда я начал думать, что этому развесистому жанру меня уже ничем не удивить, тут-то южно-африканцы и выкатили передо мной картину, которую даже неведомо, чем и заклеймить.

Поскольку действие в фильме происходит  в наши дни, местные bandidos грабят автобусы, а не дилижансы.  Но тоже не без дикозападного пафоса и артистизма.
Поскольку действие в фильме происходит в наши дни, местные bandidos грабят автобусы, а не дилижансы. Но тоже не без дикозападного пафоса и артистизма.

Первое, что напрашивается на ум при попытке изобрести для «Пяти пальцев...» жанровую категорию, это, конечно, «southern». Однако сегодня этот термин прочно связан с музыкой, а никак не с «вестерновой» тематикой. «Блэк-вестерн» после «Джанго освобожденного», «Омерзительной восьмерки» с Сэмюэлем Л. Джексоном и римейка «Великолепной семерки» с Дэнзелом Вашингтоном тоже ассоциируется с нынешней голливудской и уж точно не с африканской кинопродукцией. Хотя к «Пяти пальцам...» такое определение подошло бы гораздо удачнее, ведь это, похоже, первый вестерн в истории кино, где играют почти одни чернокожие. За исключением четырех желто- и бледнолицых человек, занятых на второстепенных и эпизодических ролях.
К сожалению, больше ничем уникальным кроме географии (дикая провинция ЮАР), времени действия (наши дни) и рекордно-мизерного количества белых актеров картина похвастаться не может. Особенно сюжетом. Который мало того, что примитивен, словно канализационный люк, так еще и «ради красного словца не пожалеет и отца». Или, говоря конкретно, ради узнаваемой отсылки к классике вестерна или красивой позы скатывается в откровенные глупости, не стесняясь выставлять своих героев круглыми идиотами.
Вот, к примеру, начало картины: мальчишки изображают легендарную перекрестную дуэль стрелков на кладбище из «Хорошего, плохого, злого», только вместо револьверов у них рогатки. Бац-бац-бац - у кого-то рассечена бровь, кто-то потирает синяки, кто-то ругается от боли... Думаете, это были враги? Вовсе нет - закадычные друзья. А зачем они безжалостно пуляют друг в друга камнями, рискуя потерять глаз, зубы, а то и жизнь, если камень вдруг прилетит кому-то в висок? Причина одна: режиссёру Мэтьюзу очень захотелось процитировать Серджио Леоне. Вот он и решил, что пусть лучше его герои ведут себя как ненормальные, чем он откажется от этой понтовой сцены.

Дурной пример заразителен. Посмотрев на интернационально-политкорректную "Великолепную семерку - 2016", режиссер "Пяти пальцев..."  Мэтьюз тоже ввёл в свою команду бомжеватых героев китайца и даже, вы не поверите, белого!
Дурной пример заразителен. Посмотрев на интернационально-политкорректную "Великолепную семерку - 2016", режиссер "Пяти пальцев..." Мэтьюз тоже ввёл в свою команду бомжеватых героев китайца и даже, вы не поверите, белого!

Далее эти пятеро пацанов (собственно, те самые «Пять Пальцев»), защищая свою деревню от белых полицейских-вымогателей, мочат двух из них, после чего их убийца, испугавшись, удрал с родины аж на целых двадцать с лишним лет. В течение которых он успел побывать бандитом и отсидеть в тюрьме. Ну а когда наконец-то вернулся, то увидел, что дома ничегошеньки не переменилось, даром что апартеид был давно отменен. Просто теперь деревушку терроризировали не белые законники, а черные, причем не они одни. Также шухер в округе наводила банда каких-то беспредельщиков, запугавших даже полицию и толстого мэра, не говоря об остальных сельчанах.
Крутой расклад, слов нет. И мы уже потираем ладони, предвкушая, какая же мощная войнушка грянет вот-вот на фоне этого тройственного противостояния героя-одиночки/ полиции/бандитов. Однако зря радуемся. Потому что дебютант в большом кино Мэтьюз вдруг забывает о том, что на дворе у нас динамичные 2010-е. И аж целый час толчёт воду в ступе, испытывая наше терпение пустопорожними диалогами, унылым деревенским бытом и отсутствием какой-либо движухи (единственный коротенький мордобой не в счет). Да и когда дело доходит до экшена, всё в итоге скатывается в мельтешение, сумбур и отсутствие элементарной тактики у сражающихся сторон. Все герои конфликта, вместо того, чтобы биться плечом к плечу с товарищами, разбрелись поодиночке по всей деревне и начали играть в самоубийственную игру «Кто быстрее подставит спину стреляющему из-за угла врагу».

Сценарий у фильма, мягко говоря, не ахти, зато с натурными съемками полный порядок.  Найдите, что называется, пять отличий от Мексики или Аризоны.
Сценарий у фильма, мягко говоря, не ахти, зато с натурными съемками полный порядок. Найдите, что называется, пять отличий от Мексики или Аризоны.

Ну и финал... Он вновь цитирует всё ту же сцену из Леоне и снова вопреки здравому смыслу. Зачем была нужна эта перекрестная дуэль после того, как все конфликты были исчерпаны? Опять ради одного лишь реверанса классике и банального позёрства - иного логического объяснения поразившей героев, массовой шизофрении попросту нет.

***

В общем, неплохая была идея снять современный вестерн в постапартеидной ЮАР, да только реализация этой идеи на практике подкачала. И если снимать красивую картинку Мэтьюз уже научился, то во всём остальном он покамест ещё профан. Который не понимает, по каким стандартам делаются современные вестерны, поэтому старается равняться на классику, но и это выходит у него некультяписто. И всё же, с учетом вакуума, что образовался в этом жанре в нынешнем году, «Пять пальцев для Марселя» могут скрасить вечерок скучающему любителю вестернов, хотя пересматривать эту тягомотину его вряд ли потянет.

Кто сказал "окраина цивилизации"? Как видите, вовсе нет, и здесь, в южно-африканской глубинке, люди тоже порой с азартом режутся в Counter-Strike.  Даже без компьютеров и интернета.
Кто сказал "окраина цивилизации"? Как видите, вовсе нет, и здесь, в южно-африканской глубинке, люди тоже порой с азартом режутся в Counter-Strike. Даже без компьютеров и интернета.