Найти тему

Порвать с Россией, чтобы умереть

Депопуляция Европы и причем тут торговля с Россией?

Не стану вдаваться в причины, по которым произошел разрыв, это статья не о политике, а о демографии и о том, как на нее влияет торговля.

Демография, как и смерть, штука финальная. Согласно прогнозам американских демографов, наибольшая депопуляция европейского населения ожидается на флангах бывшей советской (а ранее, российской) зоны влияния. Но что роднит между собой прибалтийские страны и, например, Молдову?

Что понять это, нужно отталкиваться от целого: что такое Россия?

Нет, не где она находится. (С точки зрения европейца, Россия находится всегда не там, где хотелось бы)

Но этот обывательский треп мы воспроизводить не будем.

Суть России можно показать при помощи двух линий, пересекающих ее европейскую часть.

1. А–Б. Волжский торговый путь между Балтикой и Южной Азией («из варяг в персы»)

2. В–Г. Крымско*-астраханский торговый путь, соединяющий придунайские и причерноморские страны с Китаем и Южной Азией.

-2

Теперь, мысленно вернувшись к первой картинке, представим себе, в каком отношении находятся те или иные страны Восточной Европы к русским торговым маршрутам.

Нетрудно заметить, что прибалтийские страны с самыми высокими в Восточной Европе темпами депопуляции слишком удалены от красного маршрута, чтобы испытывать его влияние. Одновременно, это «падчерицы» зеленого маршрута: они рядом, но не являются его необходимой частью.

Советская Прибалтика пользовалась благами «зеленой» торговли только лишь как часть СССР в целом (ранее, как часть Российской Империи).

Переход «в Европу», очевидно, не заместил народам Прибалтики потерю их прежнего места в исторической России. Наряду с другими проблемами этих хрупких обществ, отлучение от русских торговых путей могло стать для них фатальным ударом.

Что касается Молдовы, Румынии или Болгарии, то здесь ситуация несколько иная. «Красный» маршрут через Россию частично заблокирован, а частично не востребован. И дело не только в распаде самой России-СССР, или в неэффективности постсоветских государств. Эти факторы добавляют проблеме сложности, но суть ее в другом.

Главное: исчез торговый партнер на западном конце. Там ведь была еще одна Германия, помните?

Исчезновение австро-венгерской зоны развития более всего осушило этот маршрут. Советскому Союзу приходилось серьезно подпитывать придунайские страны из своих ресурсов, пока это были его страны в составе СЭВ. Банальный пример: знаменитые «Икарусы» уважающие себя колонизаторы предпочли бы создавать на своих заводах, или, исходя из технологической целесообразности, не в Венгрии, а в Чехии.

Вероятно, Евросоюз оказался менее щедрым образованием в отношении этих стран, чем был когда-то Совет Экономической Взаимопомощи. Или это сознательная политика немецких хозяев ЕС?

На «зеленом» маршруте вряд ли что-то можно придумать новое. Что есть, то есть. А возрождение «красного» торгового пути – интересная, многообещающая тема.

И, заметьте, политические свадьбы с российским участием все больше в Австрии играются.

*Примечание: Крым стал регионом России в 2014 году в результате выхода Автономной республики Крым из состава Украины с последующим принятием в состав Российской Федерации в качестве ее нового субъекта. Основанием для вхождения Крыма в состав РФ стал референдум жителей автономии, почти 97% которых проголосовали за присоединение к России. Это был первый случай образования нового субъекта РФ в новейшей истории России.

В статье использованы фрагменты лекций об истории России, которые я читаю раз в неделю по скайпу. По поводу лекций пишите мне сюда: milutinev@rambler.ru

Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук. Для этого нужно присоединиться к группе.