Найти тему

Нытьё о том, что в нулевые было круче

В начале нулевых стать супер-группой, записавшей супер-альбом было куда легче, чем сейчас, и тому есть масса причин. Я понимаю, что данное утверждение может показаться вам очередным нытьем ностальгирующего дядьки. Отчасти это так и есть. А теперь давайте откинем эмоциии и разберемся посуществу.

Я помню свой первый сиди-плеер. Купил его на гонорар, полученный за подготовку пилотного номера одной студенческой газеты. Стоил он что-то около 5000 и умел, и это казалось фантастикой, "читать" mp3. Тоесть, можно было не запариваться и таскать с собой всю дискографию любимого артиста на одном диске - благо, что в начале нулевых буйным цветом бесчинствовали аудиопираты, штамповавшие такие подборки с упертостью американского станка, печатающего доллары.

Я радостно спрятал в дальний угол свой кассетный плеер и стал рассекать с чёрной "сонькой" в модной сумке. И вот тут-то я и понял - времена меняются. Я получил возможность одним кликом перелистывать треки, которые мне нравились меньше, ставить одним нажатием любимую песню на репит - как мне казалось, это было очень круто! - контролировать процесс и впускать себе в голову только самое лучшее. С кассетами все было не так - приходилось слушать альбом целиком. Даже самые нудные песни по десятку раз слушать приходилось. Правда, раз за разом они казались все менее и менее нудными и, даже, после двадцатого прослушивания некоторые из них становились любимыми. Лагутенко в 99 спел, про то, что "не с первого раза открываются тайны...." - вот что-то похожее.

Кассетный формат диктовал нам манеру слушать альбомы, а не песни. Причем, слушать их целиком, прерываясь лишь на то, чтобы поменять сторону. Правда, с появлением функции автореверса и этот процесс стал мало мешать восприятию музыкального продукта целиком: "Та-да-дам... Шшшшшшш, чик, клик, крак, .....шшшшш... Па-па-ра!”...

...в начале нулевых я часто видел на афишах странное название группы "Последние Танки в Париже". Было жутко интересно, кто скрывается за столь вычурным набором на первый взгляд несвязанных слов. Особенно интересно стало, когда одна моя знакомая, вернувшись из клуба, рассказала: ”видела я их. Странные ребята. Вокалист резал руки на сцене и орал стихи между песнями. Клево, короче!". Лучшей рекомендации придумать было невозможно! Буквально через пару дней я оказался в магазине ”Караван" и на свой страх и риск купил кассету с их концертным альбомом "ДеВСТвительность". Записанный, как говорится, чуть ли не на калькулятор, этот альбом звучал, мягко говоря, отвратительно. Сейчас записи такого качества даже как демо никто рассматривать не будет, но тогда.... Я просто куда-то поехал, а эта кассета оказалась единственной, которая оказалась с собой. За время поездки я прослушал ”Девствительность" раз шесть и, даже, выучил несколько песен наизусть. И даже успел их полюбить. Как и группу в целом....

Группа "Последние Танки в Париже"
Группа "Последние Танки в Париже"

Сегодня на нас сваливаются тонны новой информации. В социальных сетях мы постоянно находим новую музыку. Вышел альбом? Сейчас заценим! Первые десять секунд песни не торкнули, слушаем следующую. Вроде, ничего, так, добавлю себе в аудиозаписи. Через два дня эта "ничего, так" песня уходит куда-то вниз, так как ты добавил сверху ещё с десяток "ничего, так" композиций от известных и неособо известных исполнителей.

Тотальная доступность музыки напрочь обесценила её как событие. В нулевых я с трепетом заходил в магазин, зная, что на днях выходит новая "Психея", а сегодня я подписан на их паблик и знаю, что, если что-то новое будет, то пост в новосях обязательно увижу. Слухану, добавлю пару "ничего, так" треков в аудиозаписи...

Сегодня любая группа заводит себе сообщество в социальной сети, и, увидив на афише странное название, легко, не выходя из приложения на смартфоне, найти всю информацию о коллективе.

В нулевых одними из королей питерского андеграунда была группа "Враги". Большим раритетом в то время стал их первый альбом. Дабы его послушать, приходилось переписывать его с кассеты, взятой у друга, который ранее его переписал у своего приятеля, доставшего где-то первоисточник. Сегодня такое и не представить: социальные сети делают доступным все, что угодно. И это не так плохо - вы музыкант, а, значит, имеете шанс на то, что ваш выстраданный хит как "ничего, так"-песня осядет в чьем-нибудь плейлисте.

В начале нулевых особенным шиком было выпускать диски, приуроченные к какой-нибудь музыкальной акции. Помню, что побывал у меня в руках сборник, посвящённый концерту в поддержку каких-то детей. Ввиду тотального отсутствия информации о новой питерской музыке, я раза три его переслушал и переписал особо понравившиеся треки на аудиокассету. На том диске я впервые услышал "Катюшу", песенку "Танго" группы "Враги" и "Психею".

Дмитрий "Фео" Порубов (гр. "Психея")
Дмитрий "Фео" Порубов (гр. "Психея")

Чуть раньше я с остервенением переписывл данную мне на один вечер промо-кассету концерта "Живая культура", который устраивал Кирилл Миллер. Оттуда в мою фонотеку перекочевали записи незаслуженно забытой "Шаманады" и ныне здравствующего "Декабря"...

В нулевых самым крутым музыкальным журналом России был Fuzz. Для своих подписчиков он делал специальные сборники "FuzzBox", и издание трека на этом сборнике имело огромнейший резонанс! Впрочем, как и издание на сборнике "Охота!" Олега Грабко. Сейчас Грабко продолжает выпускать эти сборники, но многие ли их слушают? Вокруг столько способов услышать новую музыку, что напрягаться, чтобы достать диск из конверта и вставить куда-нибудь, откровенно не хочется.

Сегодня социальные сети диктуют не только форму распространения, но и сам формат альбома. Девять песен - таков новый тренд. Просто-напросто,к одному посту в социальной сети до недавнего времени можно было прикрепить только десять файлов. Например, обложку и девять песен. Чтобы не бить альбом пополам, старались уложиться в эту цифру. Да и девять песен с большей вероятностью послушают, чем двадцать - время сейчас быстрое, и то, что вы отвоевали у анонимного пользователя сети его полчаса внимания уже победа!

Все больше музыкантов предпочитают долбить синглами, все меньше людей предпочитают слушать альбомами. Обилие информации заставляет в очередной раз вспомнить мудрейшего БГ, спевшего, что "из моря информации, в котором мы тонем единственный выход это саморазрушение". Вот музыканты и занимаются этим активно, стараясь не вкрадчиво говорить со слушателем, а в первые десять секунд трека доораться до него, лениво жующего котлету и листающего новостную ленту...

А кассеты, говорят, снова в моде. Уж не знаю, как мерч они сейчас воспринимаются, или слушает кто.

Ладно, хватит ныть. Пойду поем.