Найти в Дзене
Вехи Истории

Александр Блок и Любовь Дельмас: почему поэт сбежал от своей возлюбленной

Любовь Дмитриевна Менделеева довольно спокойно отнеслась к очередной связи своего мужа, поэта Александра Блока. Сколько их уже было и сколько еще будет! Повздыхает, пострадает, напишет новые стихи или целый цикл, но в конце-концов вернется к ней, его главной Музе. Удивительно, что и сам поэт, который обладал пророческим даром, на пике своих чувств к оперной певице Любови Дельмас предвидел скорый разрыв с ней. Их расставание Блок описал в стихах, также как когда-то в стихотворных строчках рассказал о предстоящей встрече со своей Кармен. Любовь Дельмас исполняла партии меццо-сопрано в Театре музыкальной драмы, который только что открылся в Санкт-Петербурге. 35-летняя замужняя женщина имела статное телосложение, огненно-рыжие волосы и цепкий живой взгляд. Она не была классической красавицей и не числилась в примах оперной сцены. Однако именно Дельмас стала одной из любимых женщин выдающегося поэта и вошла в историю великой русской литературы вместе с циклом посвященных ей стихов. Пожа

Любовь Дмитриевна Менделеева довольно спокойно отнеслась к очередной связи своего мужа, поэта Александра Блока.

Сколько их уже было и сколько еще будет! Повздыхает, пострадает, напишет новые стихи или целый цикл, но в конце-концов вернется к ней, его главной Музе.

Удивительно, что и сам поэт, который обладал пророческим даром, на пике своих чувств к оперной певице Любови Дельмас предвидел скорый разрыв с ней.

Их расставание Блок описал в стихах, также как когда-то в стихотворных строчках рассказал о предстоящей встрече со своей Кармен.

Любовь Дельмас исполняла партии меццо-сопрано в Театре музыкальной драмы, который только что открылся в Санкт-Петербурге. 35-летняя замужняя женщина имела статное телосложение, огненно-рыжие волосы и цепкий живой взгляд.

Она не была классической красавицей и не числилась в примах оперной сцены.

Однако именно Дельмас стала одной из любимых женщин выдающегося поэта и вошла в историю великой русской литературы вместе с циклом посвященных ей стихов.

Пожар страстей…

Шел 1913 год. В новом театре музыкальной драмы давали оперу «Кармен». В числе зрителей оказался и 32-летий Александр Блок.

Поэт как завороженный смотрел на сцену, где в роли Карменситы не играла — жила Любовь Андреева-Дельмас.

Пленительные движения тела, вихри красного полотна широкой юбки, огненные языки рыжих волос, страстный голос — вся эта «одичалая прелесть испанки» захватила поэта в одну секунду.

Блок долго не мог прийти в себя от увиденного, а потом, как зачарованный, ходил на каждый спектакль.

Не двигаясь, он следил за Дельмас, которая, по словам поэта, бросила ему невидимый заколдованный цветок, а он его поймал.

Уже не юный, переживший немало влюбленностей, Александр ждал возлюбленную у входа в театр, стараясь раствориться в толпе, чтобы наблюдать за ней со стороны.

Вечера он проводил около ее дома, глядя на горящие желтые окна и представляя, чем она занята в эту минуту.

Однажды Александр увидел Дельмас в зрительном зале театра. Она наблюдала за ним. Друзья предложили Блоку познакомить его с актрисой, но тот, испугавшись, сбежал.

Поэт вел себя как влюбленный мальчишка — наивно и глупо. Он держал под подушкой открытки с ее изображением, звонил и бросал трубку.

После каждого спектакля в гримерку актрисы приносили по одной красной розе, а однажды доставили анонимное письмо с признанием в любви. Дельмас догадывалась, что все это были знаки внимания одного человека.

И все-таки Блок решился — он оставил актрисе свой номер телефона с просьбой позвонить. Звонок прозвучал уже поздним вечером. Следующие ночи они проводили вместе, сжигая себя в объятиях уже не сценической, а земной страсти.

Забыв, что оба не свободны, они гуляли по городу, сцепив руки, ужинали в ресторанах, провожали закаты и встречали рассветы на петербуржских набережных.

Блок непременно посылал Дельмас красные розы. Ему казалось, что он «попал в страстную бездну». В своих дневниках поэт писал: «Я ничего не чувствую, кроме её губ и колен».

За две мартовские недели 1914 года Блок написал цикл стихов, который назвал «Кармен».

Потом поэт посвятит любимой женщине поэтические циклы «Арфа и скрипка», «Седое утро», поэму «Соловьиный сад». Имя Любови Дельмас будет упоминаться в его дневниках и записных книжках.

… и пепелище любви

Но уже летом пожар страстей, полыхавший в душе Блока, стал постепенно затухать. В начале августа он написал в дневнике, что его чувства «холодеют».

Сценический образ непокорной и недоступной испанки когда-то вызывал у него больше влечения, чем реальная женщина, которая «упала» в любовь и отдавалась ей без остатка.

Тихий счастливый омут для Блока был противопоказан. Как поэт он всегда предпочитал бурю в стакане воды штилю на морском побережье. Это помогало ему жить и творить.

Блок сначала «спрятался» от Дельмас на фронтах начавшейся Первой мировой войны. А затем в письмах, написанных красивым, пространным слогом, объявил ей о разрыве.

Отчаявшаяся влюбленная женщина искала объяснений, пыталась увидеться с поэтом, но тот уже без сладкой неги в сердце скользил взглядом по горящим окнам ее квартиры, не вспоминал ее мраморные плечи и убрал из-под подушки открытки с ее изображением.

Блок вернется к жене, а через восемь лет в возрасте 40 лет уйдет из жизни. Революция, которую он поддерживал, разочаровала его своими результатами и оставила без средств к существованию.

Почти одновременно Блок обеднел и серьёзно заболел. Воспаление сердечных клапанов остановило его сердце.

Дельмас пережила поэта на полвека. Чтобы ничто не напоминало ей о человеке, предавшем их любовь, актриса сожгла все письма Александра Блока, написанные в ее адрес.

© Biografia.Ru, 2018 г.