Жительница Краснодара Елена Лапко за несколько лет из дистрибьютора NOOSA-Amsterdam стала официальным представителем марки в России, построила масштабную дилерскую сеть, а в августе 2018 года объявила о приобретении этого бренда. Об условиях сделки, планах развития NOOSA-Amsterdam, тенденциях рынка и о том, как сторителлинг помогает продвигать бренд, Елена Лапко рассказала сайту «Деловая газета.Юг».
- Как получилось, что вы из представителя бренда NOOSA-Amsterdam в России стали его владелицей?
- Являясь дистрибьютором марки, одновременно с работой на территории нашей страны я постоянно оценивала, насколько эффективно реализуют выбранную стратегию голландские коллеги, какие конкретные шаги предпринимают, на какие рынки они выходят, либо, наоборот, где экспансия не удалась, а также то, какие продуктовые линейки и лимитированные коллекции пользуются особенным успехом у покупателей в разных странах. Кроме того, за годы сотрудничества с NOOSA-Amsterdam у меня сложились теплые отношения с сотрудниками головного офиса.
Я предвидела разные варианты развития нидерландской компании и, в целом была готова к любому исходу. Этим летом стало известно, что бренд может прекратить существование, и я, заручившись поддержкой своей семьи, команды российского офиса, существующих дистрибьюторов, а также любовью многотысячной армии поклонников «Нусы», решила марку спасти, приобретя права на нее. По условиям сделки, я получила права на бренд и возможность самостоятельно развивать сеть розничных точек продаж в мире, а также расширять пул официальных дистрибьюторов, выходить на новые рынки и определять, какими станут будущие коллекции NOOSA-Amsterdam.
- На сайте NOOSA-Amsterdam указано, что в 2009 году объем продаж составил 12 млн евро, а в 2015 году прибыль выросла уже до 50 млн евро. Какие сейчас финансовые показатели у компании? Какая доля выручки приходится на зарубежные страны, какая на Россию?
- Для того, чтобы начать работу в статусе владелицы NOOSA-Amsterdam я зарегистрировала в Нидерландах новую компанию и юридически история «Нусы» началась с чистого листа. Что касается нашей страны, то Россия (с долей выручки 30%) наряду с Германией (30%) и Австралией (20%) входит в тройку стран, где бренд пользуется высокой популярностью.
- В одной из публикаций ранее вы озвучивали, что оборот сети в России составляет 10 млн рублей, чистая прибыль – 3 млн рублей. Эти цифры сейчас актуальны? В первом полугодии 2018 года показатели росли?
- Оборот российской сети, в целом, с каждым годом растет, однако показатели в 2018-м на фоне стагнации доходов населения, низкой покупательной способности, острой конкуренции на рынке розничной торговли остались на прошлогоднем уровне. Прогнозирую, что второе полугодие кардинально не изменит ситуацию. Интересно, что мы стали получать больше заявок от потенциальных дистрибьюторов. Предприниматели хотят строить свой бизнес вместе с успешным брендом, зная, что паушальный взнос имеет комфортный размер и он весь вернется сразу же в виде товара.
- Где сегодня можно приобрести продукцию NOOSA-Amsterdam? В какие страны планируете выйти в ближайшее время?
- В России дистрибьюторы работают в 17 городах и регионах страны, включая Москву, Краснодар, Красноярск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, республику Крым. Кроме того, представительства бренда открылись в Украине и Казахстане. Международную сеть марки поддерживают точки продаж в Нидерландах, Австралии, Германии, Швейцарии и Бельгии. Мы планируем расширять нашу географию в самое ближайшее время.
- Как сейчас построен процесс изготовления продукции? Есть ли планы перенести производство в Россию?
- Дизайн коллекций разрабатывается в Амстердаме, затем заказ размещается в профсоюзах ремесленников, которые живут в Непале, Индонезии и Перу. Есть позиции, которые создаются также в Таиланде, Индии и Голландии. Мы рассматриваем возможность изготовления отдельных аксессуаров на территории России, также хотим уделить особое внимание партнерству с международными брендами и организациями, а также коллаборациям с российскими и зарубежными дизайнерами.
- Какие категории товаров приносят основную прибыль?
- Все аксессуары марки являются высокомаржинальными. Основную прибыль мы получаем от реализации браслетов и кнопок для них. Колоссальным успехом пользуются ювелирная линейка изделий из серебра Relics, а также собрание браслетов Petite, которые имеют меньший размер, оригинальный дизайн и собственный набор кнопок-символов. Стоимость изделий «Нуса-Амстердам» кому-то может показаться высокой, однако это - справедливая цена за качественную кожу, природные материалы и полностью ручной труд, которые используются в производстве. Я уделю особое внимание ценообразованию в рамках новой компании, управляющей брендом NOOSA-Amsterdam.
- Планируете расширение ассортимента, может, выпуск детской линейки?
- Об аксессуарах, созданных специально для детей, мы действительно задумываемся, и такая линейка может появиться в продаже. Мы также планируем сделать опрос среди наших клиентов, и в первую очередь среди дистрибьюторов, о том, какие еще продукты покупатели хотели бы видеть. Возможно, что это будет что-то совершенно новое, не выпускавшееся до этого брендом. Мы рассмотрим любые идеи.
- Сейчас компания растет за счет расширения дилерской сети и продаж в мультибрендовых форматах. Будете продолжать развиваться в этих направлениях? Есть ли планы создать собственную сеть магазинов?
- В наших планах найти новых дистрибьюторов в Италии, Испании, США, в Японии, возобновить продажи в республике Беларусь. В России мы планируем запустить продажи во всех городах-миллионерах. Коммерческий отдел в свою очередь готовится представить план создания и развития сети монобрендовых магазинов и корнеров.
- Кто ваши клиенты? Как работаете с целевой аудиторией, повышаете лояльность к бренду?
- Каждый покупатель - особенная личность с целой вселенной внутри. Раньше нам казалось, что «нусаманы» - в большинстве своем представители творческих профессий. На деле же все глубже: наши аксессуары с удовольствием приобретают также молодые мамы, врачи, бухгалтеры, судьи, инженеры, работники банков. Человек «наш», если он ценит вещи с сильной энергетикой, созданные с душой и из натуральных материалов, осознает свой индивидуальный стиль. Повысить лояльность нам помогают единые на территории страны цены, сезонные акции, конкурсы и розыгрыши, а также сторителлинг, посвященный тому, как изменилась жизнь того или иного человека после приобретения браслетов и кнопок, а также нетривиальным случаям, произошедшим с участием наших аксессуаров.
Высочайшее качество изделий, ответственность за всех наших дистрибьюторов, резервирование и предзаказ изделий давно стали нашими приоритетами. Мы всегда оставляем клиентам возможность предложить собственную идею, незамедлительно реагируем на пожелания, как улучшить дизайн изделий, где стоит открыть представительства марки. Необходимо найти редкую кнопку? Запросто! Требуется доставить товар на другой край земли? Это тоже сделаем! Сотрудники «Нуса-Амстердам» на связи почти круглосуточно и, когда покупатель из Улан-Удэ, пишет нам в Instagram-директ сообщение, и по московскому времени сейчас 3 часа ночи, клиент все равно может рассчитывать на ответ.
- Какие каналы продвижения бренда используете?
- Если раньше одним из самых эффективных инструментов розничных продаж был Instagram, то сейчас мы планируем продолжить развитие официального интернет-магазина axents.ru и подключить таргетированную рекламу в поисковых системах.
- Кто ваши основные конкуренты? Чем NOOSA-Amsterdam выделяется среди других брендов?
- Конкурентами нашей компании являются, в первую очередь, все производители модульных аксессуаров, то есть тех изделий, для которых покупатель сначала приобретает основу, а затем персонализирует ее с помощью сменных элементов. Также нам удается соперничать с производителями в более широких категориях: сумки, кошельки, обувь. Браслеты «Нуса» иногда сравнивают с другими наборными браслетами, но шармы покупаешь, в основном, когда хочешь что-то запомнить, а приобретая наши кнопки-символы, ты осознаешь их значение, веришь в силу и в прямом смысле слова «пишешь» свое будущее. Плюс марка NOOSA-Amsterdam, даже не смотря на свою популярность, ни по структуре продаж, ни по своей концепции не относится к масс-маркету.
- Какие тенденции вы сейчас наблюдаете на рынке аксессуаров и бижутерии? Как, по вашему мнению, будет развиваться рынок?
- Я наблюдаю, что сейчас покупателями особенно ценится ручное производство, а сфера hand-made товаров превращается в полноценную индустрию. При этом есть, где реализовывать продукцию: маркеты и ярмарки, интернет-магазины, агрегаторы мастеров. Объем этого рынка невозможно точно определить, а общую картину часто портят реплики и непрофессионально изготовленные товары. Одновременно с этим приятно видеть, как сегодняшние ремесленники в работе обращаются к традициям разных народов, а национальные ремесла совмещают с ультрасовременными технологиями обработки материалов. На потребительском рынке наблюдается спрос на высокохудожественные украшения.
Творения из серебра — на пике популярности. При сравнительно невысокой стоимости есть шанс стать обладателем изделия с глубоким смыслом, изготовленного с вниманием к деталям. Могу говорить о следующих трендах в индустрии: быстрая сменяемость коллекций, либо возможность их кастомизации, развитие моды на этнику и гламур, популярность российских изделий или продукции компаний с российскими «корнями». Некоторое время назад я ознакомилась с результатами профильных исследований. Эксперты считают, что доля золотых ювелирных украшений продолжит снижаться, что вызвано растущим спросом на алмазы и изделия из платины. Прогнозируется также рост популярности более демократичных драгоценностей и бижутерии.