Меня часто спрашивают, верю ли я в Бога. Именно так, с большой буквы, потому что верить в бога с маленькой буквы — противоречие по своей сути. Ведь Бог — всесилен, имеет личность и индивидуальность, что дает нам возможность писать его имя с большой буквы.
Верю ли я в Бога? Да, определенно. По многим причинам. Во-первых, так сложилось исторически. В раннем детстве меня водили в храм, иногда я капризничал, иногда возмущался, так как планировал совершенно иное, светское. Но, чаще шел, с интересом, с желанием, рассматривал окружающее устройство храма, иконы и людей вокруг.
Люди меня интересовали больше всего. С первого взгляда было видно, что они пришли сюда по делу. Не просто стояли, глядя в одну точку, а о чем-то думали, тихо шептали что-то, смотря внутрь себя. Обстановка была такая… деятельная, что ли. Только дела совершались, решения принимались невидимо и неслышимо для окружающих.
Мы часто говорим с собой в течение дня. В основном держим себя в ритме, напоминаем важные моменты, иногда внутрене восклицаем, увидев что-то интересное. Наша внутренняя работа с самими собой очевидна всем, тут не нужно что-то доказывать. Мы также можем умственно обратиться к любому из родных и знакомых, и даже провести что-то вроде диалога с ним. Это также норма.
Мы склонны доверять веяниям интернета. Нам говорят, что сила мысли помогает получить желаемое. Думай усиленно о чем-то, и оно сбудется. Мы радостно ставим лайк, делаем репост и идём на соседнюю вкладку троллить верующих, которые занимаются мракобесием… Странно, не правда ли?
Но вернемся ко второй причине. Мне всегда было свойственно думать аналитически, рассматривать все окружающее, как элементы систем, более или менее сложных. С интересом узнавал об устройстве автомобиля, компьютера, потом начал изучать обществознание, закончил факультет юриспруденции. С каждым витком познания я понимал что-то новое относительно управления, принципов построения, структуры. Особенно любил физику и астрономию, изучая строение Вселенной.
Я считаю, что компьютеры и программирование дали нам прекрасный пример зеркала, в котором мы можем увидеть самих себя. Пусть несовершенных и юных, но уже похожих по форме и содержанию, по образу и подобию на кого-то или что-то более совершенное.
Программирование вообще прекрасный пример того, как слово рождает программу, которая работает по определенному создателем алгоритму. Вначале было Слово.
Итак, слово создателя, или программиста, рождает целую реальность (например, игровую), в которой игроманы любят проводить многие часы, дни и месяцы. Современные игровые механики настолько изощренны, что уже требуют координации усилий тысяч игроков, если речь идет об онлайн-играх.
Разумеется, все не так просто. Есть еще и эволюция. Кто-то скажет, что все многообразие жизни на Земле просто путем проб и ошибок образовалось из первичного «бульона» — набора углеводородов и белков в питательной среде.
Но друзья мои, если наш мир — песочница, где все возможно самостоятельным ходом, где запрограммировано саморазвитие, то тогда возникает еще более важный вопрос — кто заложил эти правила? Кто создал песочницу? Кто насыпал в неё песок?
Третья причина моей веры в Бога в том, что живущие в мире люди должны по мере своих возможностей двигаться в нужном направлении.
Моральные ценности, заложенные в нас, предписывают нам преодолевать лень, приносить пользу окружающим, быть милосердными друг к другу и, если совсем просто, «быть добрыми».
В детстве мы принимаем на веру то, что добрым быть хорошо. На это нас программируют наши традиции, наша вера, наши родители, социальные институты в конце концов. С возрастом многие осознают, что доброта требует значительного вложения усилий, так как в системе «хищник — жертва» личная доброта дает проигрыш. На первое место выходят сила и жестокость. К зрелости мы понимаем, насколько доброта редкое качество у людей. Таких людей мы бережем и, хотя бы в своем личном общении, стараемся ответить им взаимностью.
Самые высоконравственные качества в людях достигается наибольшими усилиями. С точки зрения неэффективности вложенных усилий многие полагают, что нам давно стоило бросить эти предрассудки и жить по системе «человек человеку волк». Однако расцвет жестокости, культ силы и обмана в нашем обществе — это не то, чего хочет каждый индивидуум. Особенно для себя, неповторимого .
Нравственные ориентиры, про которые я говорю, не пришли в нашу культуру из ниоткуда. И как бы не били себя в грудь неоязычники, во время культа Перуна мы вовсе не были белыми и пушистыми, наоборот, были и человеческие жертвоприношения, и массовые обрядовые извращения. Многое нравственное, чистое, целомудренное пришло позже, вместе с нашей верой, и помогло нам в течение следующей тысячи лет быть крепко сбитым государством.
Это — статья-эксперимент. Ее задача — узнать, обращаемся ли мы к своему внутреннему голосу — совести, и можем ли еще мыслить критически. Комментарии приветствуются.