Найти в Дзене
ЗОЛОТОЙ

Российские фильмы, за которые не стыдно

Оглавление

Российский кинематограф в новейшей истории заслужил свою противоречивую репутацию. Но несмотря на свои недостатки и комплексы, периодически появляются проекты, за которые никому краснеть не придется.

Движение вверх

-2

Лучшая российская спортивная драма на сегодняшний момент. Яркий фильм с напряженным сюжетом и прекрасными сценами. Речь в нем идет об уникальной победе советской баскетбольной сборной над американцами. Финал Олимпийского турнира 1972 года сам по себе смотрится как триллер, а режиссер Мегердичев добавил туда еще и любовную лирику, рассказал об околоспортивных интригах. В общем, неудивительно, что в прокате фильм собрал три миллиарда рублей.

Конечно, критики обнаружили несколько расхождений с реальной историей и ряд обидных ляпов, но ничего такого, что мешало бы просмотру. А по эмоциональному букету, который получает зритель, «Движение вверх» выделяется в отечественной кинопродукции последних десятилетий. Тут можно посмеяться, порадоваться, огорчиться и даже поплакать. Например, финал очень трогательный.

Последний богатырь

-3

В СССР любили и умели снимать сказки, но в девяностых у сказочников что-то сломалось и долгое время ничего приличного в прокате не появлялось. Поэтому успех «Последнего богатыря», а тому удалось заработать 1,7 млрд. рублей, стал сенсацией. Режиссер Дмитрий Дьяченко создал добрую, романтичную и волшебную историю, в которой вполне современные герои оказываются рядом с классическими персонажами русских сказок.

«Последний богатырь» – это, конечно, не привычный советский фильм про чудеса, сравнивать его с «Садко» нельзя. Но это отличный пример того, как должна выглядеть киносказка с четкими моральными установками. Собственно, снимала его студия Walt Disney, которая довольно успешно печатает подобные киноленты в США и Европе.

Ночной/Дневной дозор

-4

Первый действительно успешный коммерческий фильм в России. Сегодня все уже как-то позабыли, но многие критики очень возмущались тем, что у Тимура Бекмамбетова экранизация фантастического романа Сергея Лукьяненко получилась слишком американской. Чем это плохо и тогда было непонятно, но скорее всего эксперты просто не знали как реагировать на спецэффекты, оригинальный сеттинг, насыщенный экшен и все прочие приметы кассовых западных боевиков.

Тогда «Ночной дозор» и его продолжение «Дневной дозор» устанавливали рекорды по сборам и очень активно обсуждались. У них хватало и противников, и фанатов. Сегодня оценка первой части на российском агрегаторе «Кинопоиск» меньше, чем на IMBD: 6,0 против 6,5. Зато фильмы давно стали культовыми, хорошо засветились на Западе и остались одними из лучших в новейшей истории своего жанра. Что и говорить, даже песни из них до сих пор ставят на радио.

Аритмия

-5

Фильмов о любви в прокате достаточно. Но так получилось, что большинство из них это совершенно неправдоподобные и далекие от жизни романтические комедии. Жанр очень нужный и интересный, но иногда хочется, чтобы с экрана в зал обрушивались реальные чувства, а не их мимимишный вариант. Именно такие, как в фильме Бориса Хлебникова «Аритмия». Его герои живут не в роскошных апартаментах Москва-Сити, а снимают обычную однокомнатную квартиру. И работают не мерчандайзерами или специалистами по пиару, а врачами «скорой».

Интересно, что изначально проект задумывался как раз в рамках стандартной любови-моркови, но Хлебникову этого показалось мало. Из идеи комедии, в которой бывшие супруги вынуждены делить жилье, он сделал киноленту, которая одновременно рассказывает о смешном и грустном, актуальном и, не побоимся этого слова, вечном.

Я худею

-6

Исключительно правдивая и откровенная кинолента о девушке с лишним весом и богатым набором комплексов. Фильм, конечно, не о том, как Аня после того, как ее бросил любимый, решает кардинально изменить собственный вес. Это всего лишь повод поговорить о несправедливости, страхах, необходимости все время работать над собой и искать, где же ты, в конце концов, настоящая. Единственное неудачное решение в фильме – назвать его комедией. На драму российского зрителя затянуть сложнее, но этот жанр больше соответствует истине.

О достоинствах «Я худею» можно говорить долго, начиная с исключительно удачного актерского ансамбля, ведь даже Шнуров пришелся в тему, и заканчивая великолепным сценарием. Все же главным успехом его создателей можно считать то, что, казалось бы, неизбежные аллюзии на «Девушку без комплексов» с Эми Шумер, которая вышла на экраны за пару лет до российского фильма, редко приходят в голову.

Горько!

-7

Комедия, в первую очередь, должная быть смешной. Однако, простой набор гэгов довольно редко становится хорошим фильмом, чаще наоборот. Необходим еще стержень в виде сюжета и идеи. В «Горько!» есть все! Даже модные фишки: съемка от первого лица и прием found footage или найденная пленка. Последнюю любят использовать в хоррорах, но и в приключениях обычной российской свадьбы она оказалась на своем месте.

Начинается «Горько!» как столкновение поколений, молодоженов и их родителей, с кардинально разными взглядами на свадебное торжество. Но в дальнейшем режиссер Жора Крыжовников ехидными и яркими мазками показывает практически всех обитателей России с присущими им положительными и отрицательными качествами, а потом еще и находит путь для их примирения. По крайней мере, в рамках одной отдельной свадьбы.

Generation П

-8

Экранизация главной книги девяностых и нулевых – это само по себе событие. Даже провал в кинотеатрах не меняет сути. Фильм, во-первых, опроверг устоявшееся мнение, что творчество Пелевина вообще невозможно перенести на экраны. А во-вторых, стал одной из лучших экранизаций последних десятилетий. Виктор Гинзбург последовательно, фраза за фразой, слой за слоем, вывел психоделическую реальность романа.

В принципе, обвинить киноверсию Generation П можно только в том, что вышла она очень поздно: через двенадцать лет после появления книги. За это время изменилось практически все. И Россия, и ее средний класс, и сам писатель. Так что фильм превратился практически в историческую драму, особенно учитывая бережное воссоздание деталей той непростой эпохи.