Критерии, отличающие функциональные семьи от дисфункциональных:
1) травма в семье не отрицается, а принимается; то есть, члены семьи признают наличие проблемы и готовы к конструктивному диалогу;
2) проблема распределяется на всю семью, а не лежит исключительно на «жертве» - например, «ты - алкоголик и во всём виноват!» или «если бы ты не была такой истеричкой, мы жили бы хорошо»;
3) семья ориентирована на решение проблемы, а не на обвинение; в такой семье не пытаются обвинять друг друга, уходить из дома, замалчивать конфликт, а пытаются договориться и прийти к разумным компромиссам;
4) семья характеризуется высокой толерантностью (терпимостью); члены семьи, если они действительно в ней заинтересованы, способны переносить умеренную фрустрацию, вызванную объективными причинами (снижение уровня доходов, временная безработица, смена ролей, если жена, например, не успевает готовить ужин, т.к. занята на работе, то муж готовит себе сам, а не предъявляет претензии и т.п.);
5) среди членов семьи существует высокая привязанность (не путать с созависимостью, когда один во многом зависит от другого - муж не может приготовить сам себе еду, а жена играет роль ребёнка, материально и житейски зависимого от мужа, проявляя чудеса инфантилизма и несамостоятельности); привязанность - это когда люди нуждаются друг в друге духовно, им приятно проводить вместе время, они ценят и уважают друг друга, не испытывая потребности контролировать, имея возможность функционировать автономно;
6) в семье открытая коммуникация; проблемы не замалчиваются, а обсуждаются, нет тайн;
7) семья отличается высокой сплоченностью; в трудные минуты жизни члены семьи не отдаляются, а объединяются для решения проблемы;
8) обладает гибким распределением семейных ролей, когда муж, например, не гнушается посидеть с детьми, чтобы жена вышла на работу;
9) для решения проблем семья привлекает не только внутренние ресурсы, но и внесемейные - обращается за помощью к психологу, медиатору, например;
10) в семье отсутствует насилие; насилие имеется в виду как физическое, сексуальное, так и психологическое (унижения, оскорбления, измены, неразумные ограничения, учёт интересов в одностороннем порядке и т.п.)
11) не принято злоупотребление ПАВ (алкоголь, наркотики и т.п.).
Также для психологического исследования особый интерес представляют следующие параметры семейной системы:
1) особенности взаимоотношений членов семьи (распределение ролей, лидерство/подчиненность, психологические защиты, способы коммуникации и решения конфликтов, происхождение этих паттернов поведения);
2) гласные и негласные правила жизни в семье (например, в вещах каждого должен быть порядок, запрещено выражаться матом, смотреть определенные передачи, обязательно ходить в церковь по воскресеньям, а в субботу навещать родителей и т.д.); правила могут быть как функциональные, так и дисфункциональные - например, запрет жене работать и требование сидеть дома, любые правила, ущемляющие или принижающие права члена семьи;
3) семейные мифы; миф может специально создаваться и культивироваться с целью сохранения семьи - например, миф "мы - дружная семя" (в такой семье, как правило, замалчиваются проблемы, супруги пытаются соответствовать придуманному в своей голове или внушенному образу, что рано или поздно привходит кого-то из членов семьи к пассивной агрессии или заставляет чувствовать вину, когда его в этой дружной семье что-то начинает напрягать); это может быть миф о выживальчестве (мы живы только потому, что мы вместе);
4) семейные границы; А.Я. Варга в книге «Лекции по системной семейной психотерапии» хорошо описывает сущность этих границ (кого мы считаем членами своей семьи, насколько наша, семья проницаема для других и т.п.);
5) стабилизаторы семейной системы (функциональным стабилизатором может быть эмоциональная близость супругов, общие цели и ценности и т.п., дисфункциональным - культивирование зависимости одного члена семьи от другого, например, болезнь как идея сплочения ради победы над недугом, при этом, в действительности, никто не заинтересован в выздоровлении этого человека (классический пример - созависимые семьи);
6) история семьи (психолог исследует, в каких условиях формировались паттерны поведения каждого из членов семейной системы, в какой семье человек рос, какой жизненный сценарий реализует).
Уважаемые читатели, статью для Вас подготовил психолог Буркова Елена. Если статья Вам понравилась, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал.
Получить мою консультацию можно, записавшись по телефону, Skype или WhatsApp: +7 (919) 324-75-26.