Найти тему
artpacan +

Кто спас итальянское искусство от деградации?

Оглавление

Духовный и экономический кризис Италии XVI века сделали Рим центром европейской живописи и культурной движухи в целом. Этот бурлящий котёл собирал и переваривал внутри себя школы, стили, субкультуры, национальные традиции и общечеловеческие темы. По итогу Вечный Город изрыгнул из себя Барокко и Классицизм, за что, конечно, огромная, чисто-человеческая благодарочка. Эти два новых стиля по факту определили культурный движ в Европе на следующие два века. И если Классицизм тогда только взял свои истоки, полноценно развившись сильно попозже во Франции, то на горячей, как свежеиспеченная чиабатта, итальянской земле семена Барокко пришлись в цвет. Идея доминирования мистического над рациональным и избыточная выразительность на грани фола оказались темпераментным итальянцам ближе к телу. Определяющую роль на полигоне искусства постренессанса сыграли две школы: Болонский академизм и Караваджизм. Начнём с первых:

Академия живописи в Болонье, созданная братьями Карраччи в конце XVI-го века (1585) стала чуть ли не первой в истории шарагой для обучения профессиональных художников. Контору окрестили «Академией направленных на путь» потому что её основатель, Людовико Карраччи, считал уход от принципов мастеров Возрождения упадком и деградацией, поэтому своей Академией пытался вернуть рисовак к традиции, на истинный путь. Это предприятие позволило искусству не иллюзорно выйти из застоя, в котором оно оказалось и создать условия для дальнейшего развития.

Основным кредо было подражание топовым произведениям топовых ребят, наблюдение за природой и изучение античного искусства. Да, новаторского в этом мало, но ребята и не претендовали. Поначалу тупорылые маньеристы смеялись над братками Карраччи, но быстренько заткнулись, когда Академия фактически стала центром художественного образования в стране, а поколение мастеров, вышедших из нее, стало официальным символом «Второго Возрождения».

Людовико Карраччи 

-2

Людовико Карраччи был прозван кентами «волом» за феноменальное упорство. Поначалу ему, мягко говоря, ничто не предвещало успешной карьеры художника: Тинторетто, к которому он поступил в ученики, прогнал пацана с рекомендацией сменить профессию. Но этот типуля не просто так таскал своё козырное прозвище, поэтому, поставив себе цель, уже не мог свернуть с пути. Будучи настоящим мужиком, Людовико не нуждался в советах старых пердунов и лучше других знал что и как ему делать. Он собрал чемоданы и двинул в трип по Италии, попутно копируя шедевры великих мастеров, таким образом прокачивая свой уровень рисования.

«Сусанна и старцы»
«Сусанна и старцы»

Спустя время Карраччи добился респекта улиц и даже почётно вступил в болонскую гильдию художников. Все его скитания и творческие трудности натолкнули его на идею создания универсальной системы обучения, которая могла бы позволить любому желающему бедолаге научиться рисовать. Свою роль в этом так же сыграл уже знакомый нам девиз Тинторетто, который молодой художник увидел в его мастерской: «Рисунок Микеланджело, колорит — Тициана». В последствии эта формула, слегка преобразившись, стала лозунгом Болонской Академии:

«Тот, кто хочет стать хорошим живописцем, должен располагать рисунком, унаследованным из Рима, движением и тенями венецианцев, благородным колоритом ломбардской школы. Тот должен владеть силой жизни Микеланджело и чувством природы Тициана, высоким и чистым стилем Корреджо и верной композицей, достойной Рафаэля»

Да, у Тинторетто вышло как-то покороче, зато этот тэйк звучит эпично и вполне чётко передает учебную программу и смысл Академии.

«Сон святой Екатерины Александрийской»
«Сон святой Екатерины Александрийской»

Ученикам открывшейся Академии преподавали перспективу, анатомию, историю, мифологию и практическую живопись. Позже, выпускники вроде Доминикино, Гвидо Рени и Альбани прославили ее основателей и саму идею эклектизма в живописи (заимствования всего лучшего из разных школ), которую они продвигали.

«Отдых на пути в Египет»
«Отдых на пути в Египет»

Кто-то мог подумать, что открыв учебное заведение, Людовико отошел от дел, посвятив себя преподаванию, но как бы не так. Ведь лучшие учителя — это только те люди, которые изначально не ставили себе целью учить других, а просто занимались своим делом и не выпендривались. Карраччи, как настоящий профессионал и один из лучших представителей болонской школы, продолжал брать заказы на росписи и картины, иногда привлекая к работе учеников, показывая им свой мэдскиллз и обучая уму-разуму на практике.

Агостино Карраччи

-6

Второй из братьев Карраччи, Агостино, изначально планировал стать ювелиром и успешно к этому шел, создавая гравюры с картин Рафаэля. Кроме того, он был достаточно разносторонне-развитым и шабутным чуваком, проявлявшим себя во многих областях человеческой деятельности: например, хорошо фехтовал и был неплохим гимнастом, а ещё играл на музыкальных инструментах и знал множество уважаемых местных ребят, у которых постоянно тусил на балах и вписках. Парень неплохо жил и развлекался, пока в один момент к нему не ворвался вдохновенный двоюродный братец Людовико и не уговорил всё бросить и стать художником в полном смысле этого слова. А потом пригласил преподавать основы рисования с натуры в свежеоткрывшейся Академии.

«Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем»
«Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем»

Агостино был ответственным художником и дотошно подходил к написанию картин. Для создания одного из своих полотен он без черного кожаного дивана (если ты понимаешь, о чём я) провёл кастинг для десятка моделей, пока не нашел идеального кандидата для задуманного образа. «Официальный» след в истории искусства он оставил, создав вместе с младшим братом, Аннибале, ряд фресок в римском палаццо Фарнезе.

«Крещение Христа»
«Крещение Христа»

Но как мы помним, он так же был талантливым гравёром и достиг в этой нише определенного успеха. Обычно он создавал гравюры, на классические, характерные для того времени, библейские сюжеты. Но настоящую известность, искреннее признание, уважение и любовь публики и простых одиноких людей, он получил за создание качественных и подробных иллюстраций к изданию эротических сонетов «Позы» (или «Шестнадцать наслаждений») Пьетро Аретино.

По правилам площадки, я не могу опубликовать здесь эротические гравюры, так что либо заходи на мой телеграм-канал, на котором нет никакой цензуры, либо гугли сам, ручками.

Аннибале Карраччи

-9

Единственным, кого Людовико видел учителем практической живописи в своей Академии, был Аннибале. К тому моменту двадцатипятилетний художник уже имел хорошую репутацию и известность, к тому же неплохо умел ладить с пиздюками.

Переехав в кипучий Рим, он плотно занырнул в изучение античного искусства и Ренессанса. Внимательно исследовал работы Корреджо, Тинторетто, Рафаэля и Микеланджело, чтобы выкупить все их трюки и услышать в картинах то, чего не рассказали бы в учебниках. Поэтому влияние этих ребят сильно ощущается в его ранних работах.

«Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа»
«Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа»

Затем, вместе с Агостино, он приступил к росписи большого зала палаццо Фарнезе. Над фреской «Триумф Вакха и Ариадны» братья работали около десяти лет.

«Триумф Вакха и Ариадны»
«Триумф Вакха и Ариадны»

На фреске: Венера, Амур, сатиры, краснощекие лощеные ангелы — вся эта канитель из мифических персонажей и античных богов застыла в праздничном танце жизни. Это первая масштабная фреска из цикла монументальной живописи эпохи Барокко.

Аннибале Карраччи для мировой живописи примечателен еще и тем, что выделил пейзаж в отдельный жанр. Обычно, если он писал картины на не религиозную тематику, то людей, чаще всего простых крестьян и обывал, он изображал гротескно, нехотя и для галочки.

-12

К пейзажу же у него совсем другое отношение: ландшафт и природа являются главными героями и это прекрасно считывается зрителем. Художник отбирал только эпичные элементы природы: сгибаемые под натиском ветра деревья, крутые горы, волнующееся море... и связывал их в мощное единое целое. Таким образом Аннибале стал батей-основателем принципиально нового жанра и направления в искусстве XVII века — героического пейзажа, которое получило свое наибольшее развитие в у Пуссена и Сальватора Розы.

-13

В последний период творчества младший из Карраччи слегка отошел от принципов Барокко. В этом смысле показательна картина «Вознесение Марии» — лаконичная и сдержанная по цветам, она наиболее приближает стиль художника к искусству классицистов.

«Вознесение Марии»
«Вознесение Марии»

Первая четверть XVII века торжественно прошла под знаменем Болонской Академии. Критики были в восторге от их творчества и яро его нахваливали в своих бложжиках, а богатеи-аристократы не скупились эти картины покупать и заказывать. Благодаря Людовико, Агостино и Аннибале Карраччи итальянская живопись оправилась и вернулась в здоровое русло реализма, получив второе дыхание после унылого загиба Ренессанса.

Будет круто, если ты подпишешься на мой телеграм-канал. А если у тебя нет телеграма, то установи и подпишись. А если есть и ты не подписываешься, то фу таким быть.

-15