Подготовка к школе — дело серьезное. Ребенок должен быть готов психологически, физически, иметь базовые знания по предметам начальной школы. Расскажу, как заполнить проблемы в знаниях перед школой.
Долгое время я работала логопедом в начальной школе, занималась приемом детей в первый класс. За это время я смогла составить программу подготовки для детей-дошкольников, чтобы им было проще учиться в начальной школе, и чтобы родители тратили меньше нервов.
Таким образом я выделила 7 основных направлений — столпов, проработав с ребенком которые, мама, бабушка, няня или педагог в дошкольном учреждении будут уверены в знания и навыках ребенка.
— Развитие речи
— Обучение грамоте
— Формирование математических представлений
— Чтение художественной литературы
— Развитие мелкой моторики
— Формирование общенаучебных навыков
— Знакомство с окружающим миром.
Итак, уделим внимание каждому пунку отдельно:
1)Развитие речи
Важный раздел сам по себе. К тому же, качество устной речи отражается на письме — как говорим, так и пишем. Коррекция недостатков устной речи — лучшая профилактика проблем с письмом.
Прорабатываем звуки, учимся составлять связные рассказы по картинкам, есть и другие приемы, которые действительно помогают справиться с недочетами и пробелами в развитии речи, а так же развить навык внимания, отстствуие которого так часто страдают дети.
Наверное, многие из вас видели на youtube.com смешной ролик «Сколько грибов в третьем бочонке», где дочка с мамой несколько минут решают задачку. В задачке вопрос про грибы, а девочка в ответе говорит про огурцы. И никак не может сообразить, почему мама не довольна решением. И в жизни преподавателей и родителей таких «смешных», а на самом деле, очень грустных примеров достаточно.
История.
Вася решает задачу: « Катер отчалил от пристани…». Вася сидит над задачей уже несколько минут, он в отчаянии, решить не может. Спрашиваю: « В чем дело?» Отвечает: «Что такое «катер»? Что такое «пристань»? « Отчалил» — это как?
Как Вася может решить задачу про катер, если он не знает, что такое катер?
2) Формирование математических представлений
Научиться писать цифры и решать простые примеры — это нужные навыки. Но математика — это прежде всего логика. Этим мне нравится программа Петерсон Л.Г.
Элементы ментальной арифметики тоже играют свою роль. Навык быстрого счета экономит время и умственную энергию ребенка. Однако, есть и другие способы, как научить ребенка считать не по пальцам.
Часто, когда родители говорят про ребенка «умеет считать», они подразумевают, следующее:
— Ребенок может определить количество предметов. При этом малыш считает по порядку все предметы, даже, если их мало. Он затрудняется, просто взглянув на предметы сразу назвать их количество.
— Ребенок умеет складывать и вычитать, используя пальцы.
— Ребенок знает цифры.
Многие родители полагают, что если их ребенок может назвать цифры от 1 до 10 или даже до 100, значит, он умеет считать. Но это лишь первый шаг.
История
Веронику 6 лет родители готовили к школе. Нике нравились все занятия, кроме математики. Девочка училась считать, но тратила на это очень много времени и сил. Девочка не могла взглянув на предметы точно назвать их количество не пересчитывая.
Выкладываю перед девочкой 4 кубика, потом в стороне ставлю еще 3. Спрашиваю: «Сколько всего кубиков на столе?» Она определяет сразу, что кубиков 4 и 3, она начинает их пересчитывать: «Один, два, три, четыре…»
Представляете, какую работу каждый раз проделывала Ника, когда предметов нет под рукой, когда нужно посчитать в уме? Таких детей как Вероника много. Именно такие дети потом называют математику нелюбимым предметом в школе.
Еще одна типичная история. Думаю, большинство родителей сейчас узнает себя.
Папа Софии 7 лет пришел с вопросом, нормально ли, что его дочка все еще считает на пальцах? При этом, когда просили Веронику сложить 4 и 4, девочка начинала загибать пальчики, пальчиков на одной руке не хватало, и пока откладывала на другой руке, забывала, какое было задание.
Геометрия — один из самых сложных школьных предметов. Ребенку будет проще, если перед школой он научится выполнять простые построения, узнает названия и свойства простых плоских и объёмных фигур.
3) Обучение грамоте
Ребенок не только учится читать и писать печатными буквами. Деление слов на слоги, постановка ударения, различение мягких и твердых согласных, звонких и глухих — это те понятия, которые должны быть усвоены до школы. Иначе ребенок не сможет понимать орфографические правила. Возникнут сложности в письме.
История
— Какой звук первый, и какой последний в слове «кошка»?»
Олег сидит, молчит, загадочно смотрит на меня. Чувствую, что он не понимает, чего я от него хочу.
— Какие звуки ты знаешь?
— (м), (л), (к), (а)….
— Отлично! Назови любые 5 слов
— Сумка, кошка, ручка, окно, листок
— Вот видишь, ты же знаешь, что такое звук, что такое слово. Теперь назови первый и последний звуки в слове «кошка»
— Я не знаю, где у слова начало…
-???????
— Вот если я возьму карандаш, я могу показать, где у него начало, вот оно, смотрите (показывает на носик), а вот здесь конец. А у слова как я покажу?
Олег такой не один. Часто дети не понимают, что такое начало, что такое конец.
4) Обсуждение художественной литературы
Интерес к чтению прививается интересными книгами. Совместно со специалистов разработайте список книг для самостоятельного чтения ребенка, список книг для совместного чтения с родителями и последующего обсуждения. Изучение специальных приемов для заучивания стихотворений помогут ребенку легко учить стихи.
5) Знакомство с окружающим миром
На приеме в первый класс детям задают вопросы: «Назови свой адрес», «Назови города России», «Каких птиц ты знаешь?», «Что такое дуршлаг?» Знаете, с каждым годом все больше и больше детей не знают ответов на эти вопросы! Говорите с ребенком, обсуждайте то, что нас окружает. Это сильно улучшит его осведомленность и успеваемость по предмету «Окружающий мир» в школе.
История
«Знаешь свой адрес?» — задаю вопрос Юле
«Да!» — с радостью восклицает шестилетняя Юля
«Назови, пожалуйста»
«Москва, Катукова…» — отвечает Юля
Такой вариант адреса дают 60 — 70 процентов детей.
Свой город — понятно все дети знают. Улицу знают тоже, потому что когда читать учился, мама велела все вывески читать, название улицы в том числе. Вот и запомнил.
6) Общенаучные навыки
Умение слушать и слышать учителя, воспринимать задания на слух, умение ориентироваться в пространстве — это необходимые навыки для учебы. Вспомните, как быстро реагирует ребенок на ваш вопрос, быстро ли он понимает задание, все ли ваши объяснения он понимает с первого раза. Детская невнимательность, рассеянность — нормальное явление. Ребенок понимает, что, конечно, мама не оставит его без ужина и пригласит к столу раз так 5-6. Ему не обязательно реагировать быстро. В школе ситуация немного другая. Учитель тоже ни в коем случае не оставить ребенка без обеда. Но, согласитесь, что услышать учителя в шумном классе и найти столовую в большой школе, где еще плохо ориентируешься, ребенку будет проще, если он научится быть внимательным.
История
Логопедическое занятие. Тема «Фрукты»
В классе сидят 4 детей. Мы весь урок обсуждаем фрукты, говорим про их свойства, составляем рассказы описания и пр. У меня в руках муляжи фруктов. В конце урока я кладу их на стол. Даю задание: «Теперь нарисуйте фрукты» Показываю рукой на муляжи на столе.
Что вы думаете? Какой был результат?
Один ребенок нарисовал фрукты, двое нарисовали дерево, 1 нарисовал дорогу. Те, которые нарисовали дерево, я еще могу понять: наверное, фрукты еще не выросли и их пока не видно, но дорога…
Спрашиваю: «Я же сказала нарисовать фрукты! Где они?» Ребенок невозмутимо указывает на муляжи: «Вот они»
7) Развитие мелкой моторики
Обязательным элементов дошкольного образование является развитие мелкой моторики. Создание поделок, творческие занятия, рисование — форма одна, но над содержание стоит работать очень серьезно. Я предпочитаю не использовать прописи, этим ребенок займется в школе. Так же мы заметили, что многие дети не очень любят раскрашивать картинки — поэтому стоит придумать увлекательную альтернативу. Все творческие занятия пробуждают фантазию и самостоятельность. Готовят детей с непростому, но очень увлекательному периоду школьного обучения.
Успехов вам и вашим дошкольникам в обучении!