Минфин хочет заставить банки сообщать клиентам о причинах отказа в обслуживании. Эту позицию ведомство намерено внести в качестве поправок в антиотмывочный закон.
Предложение подготовить такую поправку Министерству направил Национальный совет финансового рынка (НСФР) в рамках общественного обсуждения проекта закона, о работе над которым ведомство сообщило в начале августа. Кроме того, по данным газеты «Коммерсантъ», идею поддержал и Росфинмониторинг.
Стоит отметить, что поправки прорабатываются во исполнение апрельского поручения президента. Глава государства потребовал от финансовых организаций конкретизации порядка и основания принятия решений, а также исключения необоснованной блокировки банковских счетов.
Это поручение связано с так называемым «черным списком» отказников, который Центробанк рассылает кредитным организациям с июня прошлого года. Как правило, в него попадают клиенты, которым было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрения в нарушении антиотмывочного закона.
Черный список сразу же создал много трудностей для клиентов банков. Ведь как с физическими лицами, так и с компаниями из списка, кредитные организации предпочитают не иметь дела.
Ситуация вызвала массовые протесты, а потому уже нынешней весной был введен механизм двухуровневой реабилитации клиентов, попавших в список по ошибке. Предполагается, что клиент может сначала оправдаться перед банком, а если не получится – обратиться в межведомственную комиссию.
Однако на практике выяснилось, что данного механизма этого недостаточно, поскольку клиенты банков порой просто не понимают, что же случилось с их счетом.
Как ранее сообщал заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин, «из 23 жалоб в межведомственную комиссию можно рассмотреть только одну. По остальным – либо не пройден первый уровень "реабилитации", либо отсутствует сам факт отказа. Ведь, к примеру, отключение дистанционного банковского обслуживания вовсе не означает отказа в совершении операции».
Вместе с тем сами клиенты порой не видят разницы между отключением банк-клиента и отказом или даже защитой средств клиента от мошенников. Для них любое ограничение – это как попадание в черный ящик, за которым следуют множественные и порой безрезультатные звонки в колл-центр.
В то же время для банка любой отказ провоцирует риски. А потому, кредитные организации стараются управлять ими, побуждая клиента изменять характер совершаемых операций или закрывать счет, как утверждает заместитель главы НСФР Александр Наумов.
«Сейчас отсутствует прозрачная картина принятия такого решения. А из-за невозможности детально объяснить клиенту причины, банки просто ссылаются на нормы закона», – отметил он.
В итоге НСФР предлагает установить на законодательном уровне единый порядок информирования клиентов о приостановлении операции.
Пресс-служба Минфина подтвердила, что в ведомстве получили предложения НСФР, и они во многом совпадают с предложениями Росфинмониторинга. Однако собственную позицию в ведомстве раскрывать не стали, пояснив, что «текст законопроекта еще разрабатывается».
Впрочем, очень хочется надеяться, что ведомство прислушается к рекомендациям НСФР и Росфинмониторинга. Ибо на сегодняшний день информирование банком клиента является «всего лишь» правом финансовой организации, но никак не обязанностью.
Однако клиент должен иметь возможность представить аргументы в свою защиту. А не зная своей вины, сделать это весьма затруднительно.