Воспетый поэтами и писателями, Кавказ всегда привлекал особое внимание путешественников — своими противоречиями и красотой, крутым нравом и волнующими легендами, мудростью и гостеприимством, выходящим далеко за пределы его более традиционного понимания.
Северный Кавказ — не самый большой по территории, но, определенно — самый населенный регион России, где проживает почти 15 млн человек. «1,5% площади России — 10,5% населения страны», — свидетельствует статистика.
Процесс становления российского Северного Кавказа в его современных границах начинается с XVI века и продолжался вплоть до окончания Кавказской войны в 1864 году. Современные административные реалии региона — это семь республик: Северная Осетия — Алания, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Дагестан.
В бытовом укладе, традициях и обычаях народов Северного Кавказа есть много общих черт, однако еще больше между ними можно найти различий.
Российский Вавилон
Эклектика Северного Кавказа вобрала в себя разнообразие, поражающее воображение. Здесь проживают представители 50 национальностей и разговаривают на 40 различных языках.
Исследования ученых-этнографов говорят о наличии нескольких языковых «семей» в регионе. Так, черкесы, кабардинцы, абхазы, шапсуги, абазины и адыгейцы используют абхазско-адыгские языки. Ингушский и чеченский относятся к нахским языкам, а дагестанские вбирают в себе сразу несколько разновидностей, самая распространенная среди которых — аваро-андо-цезская. Но с языковой средой Дагестана все не так просто. Например, на аварском говорят сразу с десяток народностей республики, включая аварцев, однако у каждого из этих народов есть и собственный язык. Проживая обособленно, но по соседству друг с другом, они именно аварский избрали единым языком межнационального общения.
Южные территории Дагестана говорят на лезгинском, центральная часть республики — на даргинском и лакском. В одном из самых знаменитых сел Дагестана — Кубачах — вас будут приветствовать, например, по-даргински. Татский — язык горских евреев-татов, проживающих в Дагестане, Кабардино-Балкарии и в Закавказье. Кумыки, балкарцы, ногайцы и карачаевцы относятся к тюркским народам.
Единственным представителем индо-иранской группы индо-европейских языков является осетинский, на котором говорят в Осетии. Считается, что именно осетинский язык наследует аланскому. Аланы — легендарные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, игравшие значительную роль в истории региона. Памятников аланской письменности мало, но есть один бесспорный — так называемая Зеленчукская надпись, датируемая X веком. «Она легко читается, и, конечно, эта надпись сделана на языке, который можно назвать древнеосетинским, а можно назвать и аланским», — утверждает известный ученый, этнограф Сергей Арутюнов.
Столь же неоднородны и религиозные воззрения проживающих на территории Северного Кавказа народностей. Население большинства республик исповедует ислам, православие значительно преобладает только в Осетии. Считается, что христианство среди алан-осетин стало распространяться еще во II веке, но массовое крещение произошло около 1100 лет назад. Есть на Северном Кавказе и иудеи — таты.
Следует отметить, что заветы монотеистических религий порой тесно переплетаются в повседневной жизни кавказских народов с вековыми традициями и обычаями, не всегда верно трактующимися, как «языческие».
Культ возраста, мудрости и уважения к женщине
Каждый из народов Северного Кавказа имеет свои собственные представления о вежливости, этикете и прочих нормах поведения, регламентирующих социальные и многие другие аспекты жизни общества. Однако, у большого числа обычаев и правил, разнящихся от народа к народу, есть много и общих черт.
Испокон веков на Кавказе высоко ценились учтивость, благородство и сдержанность. По утверждению этнографов, самые строгие правила до сих сохраняются среди адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Однако, время, конечно же, смягчило многие акценты, придав некоторым особо суровым предписаниям кавказских народов статус «исторического реликта».
Внешнее проявление сдержанности считается таким же важным, как и внутреннее. Это касается не только манер и способа коммуникации с окружающими, но и одежды, в которой приветствуется скромность и опрятность. Неспешная походка, негромкий разговор, внимание к окружающим, если вдруг мимо проходит кто-то старше по возрасту — необходимо встать и поприветствовать его. Таковы некоторые внешние проявления этнического этикета, единого практически для всех народов, проживающих в регионе.
Пожилые люди пользуются особым почетом у всех народов, населяющих Северный Кавказ. Старики всегда были источником мудрости, хранителями и ретрансляторами традиций, обычаев, преданий, старейшины улаживали конфликты и решали важные общественные вопросы. Культура уважения к «старшему» — важная часть воспитательного процесса подрастающего поколения. Следует отметить, что столь же существенным, к примеру, у осетин, считается и обратное — внимательное и уважительное отношение к «младшим».
Этикет многих народов Северного Кавказа ставит женщину в привилегированное положение. Она всегда занимала почетное место в общественной иерархии — ее оберегали и почитали, ограждали от тяжелого физического труда. Женщина нередко исполняла «миротворческую» миссию и могла воспрепятствовать, например, кровопролитию. Так, у осетин существовал обычай, при котором поединок между двумя мужчинами могла остановить женщина, сняв с головы платок и бросив между ними. Мужчины тотчас останавливали борьбу, пристыженные видом непокрытой женской головы. Этот обычай описывается во многих фольклорных произведениях, становился в разные годы источником вдохновения для художников и поэтов.
Сегодня многие из этих правил и предписаний трансформировались, либо исчезли из обихода вовсе, продолжая существовать лишь на территории легенд и преданий, не имея никакого практического применения.
Искренняя радость гостеприимства
«Гость, если три дня пробудет, становится одним из детей», — утверждает старинная адыгская пословица. «Не кормящий гостя — знаменит», — поучает другая, имея в виду степень великого позора, который навлекает на себя негостеприимный хозяин дома.
Гостеприимством славятся все народы Кавказа. Гость — главный в доме, его окружают неустанным вниманием и заботой, угощают самым лучшим и в изобилии. Не случайно именно гостеприимство, наряду с уважением к старшим, считается основой кавказской этики.
«Обедает с гостем обычно хозяин, возможно, присоединятся старшие родственники или друзья, но хозяйка и другие женщины за стол не сядут — будут только прислуживать. Младшие члены семьи могут и вовсе не показаться, а уж заставить их сесть за стол вместе со старшими и вовсе дело немыслимое. Рассаживаются за столом в принятом порядке: во главе — тамада — распорядитель застолья (хозяин дома или старший среди собравшихся), справа от него — почетный гость, далее по старшинству», — описывает исконные правила гостеприимства этнограф Сергей Арутюнов.
В обрядах гостеприимства всех кавказских народов гость обладает несомненными привилегиями перед хозяином независимо от его возраста и общественного положения. Этикет гостеприимства играет важную роль в общей системе межличностных связей. В далеком прошлом именно этот обычай оберегал путешественников и купцов, которые могли безопасно перемещаться между селами, переходя из рук одних кунаков в руки к следующим.
Однако, есть правила, которые накладывают определенные обязательства и на гостя. Например, не рекомендуется хвалить личные вещи, части обстановки дома и прочее, так как это повлечет за собой обязательное подношение понравившегося в качестве дара. Правила хорошего тона в Осетии, к примеру, приветствуют учтивую сдержанность за столом, необходимо по мере своих сил оберегать хозяина дома от излишних трат и расточительства. Гостя не принято отпускать с пустыми руками, его необходимо одарить по мере сил и возможностей принимающей стороны.
Этикет кавказского гостеприимства в наши дни, конечно, упростился, при этом сохранив многие свои традиционные элементы.
Кухня народов Северного Кавказа
Кавказские народы схожи во многих аспектах своей жизни, пересекаясь в своих обычаях и традициях. Не становится исключением и кухня. Жизнь в горах никогда не была легкой и изобильной, поэтому традиционная пища региона проста и незамысловата, состоит из мяса, зелени, овощей, молочной продукции, изделий из кукурузной и пшеничной муки. Несомненно, есть у каждого народа и свои собственные гастрономические предпочтения и «звездные» блюда национальной трапезы.
Хинкал является таковым для дагестанской кухни. Его ингредиенты — отварное мясо, куски теста и крутой чесночный бульон, которые подаются отдельно друг от друга. В разных регионах Дагестана хинкал отличается размером и формой отварного теста, входящего в его состав. Особым изяществом отличается хинкал по-даргински, представляющий собой рулеты из слоеного теста.
Жизнь осетин тесно переплетается с обрядовостью и традиционными верованиями, диктующими в свою очередь определенные правила поведения за столом, принятия пищи и прочее. Знаменитые осетинские пироги имеют сакральное значение в национальной застольной культуре. Именно тремя пирогами с сыром — «цыхджынта» — молятся за праздничным столом, обращаясь к единому Большому Богу (Стыр Хуыцау) и к святым осетинского пантеона (Задта ама Дауджыта). Двумя пирогами, соответственно, поминают умерших. Многие правила современного ритуального застолья можно проследить в осетинских нартских сказаниях. Порядок произносимых за столом молитв строго регламентирован и возносит их самый старший. Первая молитва всегда обращена к Cтыр Хуыцау, вторая — к покровителю мужчин, воинов и путников Уастырджи.
Среди традиционных видов осетинских пирогов — с начинкой из свекольной ботвы (цахараджын), картофеля (картофджын), капусты (къабускаджын), мяса (фыдджын). Есть и сладкие разновидности — с тертым яблоком (фаткуыджын) и даже сахаром (сакарджын).
Свои разновидности мучных изделий есть практически у каждого народа Северного Кавказа. Хычины у балкарцев и карачаевцев, чуду — у дагестанцев, лепешки из тыквы (хингалш) и с начинкой из творога (чепалгаш) в Чечне. Лепешки в Чечне готовят на сухой сковороде, а маслом щедро сдабривают уже готовые изделия.
Родственником дагестанского хинкала можно считать ингушский дулх халтам — мясо, галушки, чесночный соус и бульон, которые, опять же, подаются отдельно друг от друга. Самое популярное блюдо адыгской кухни — гедлибже или курица, тушеная в сливках, а также, известный далеко за пределами региона, адыгейский сыр. Карачаевцы и балкарцы предпочитают рацион настоящих кочевников — лепешки хычины, соус тузлук, шурпу, бузу, жареные в жире кусочки теста баурсаки, бузлама (холодец), кисломолочные продукты айран и каймак, блюда из баранины.
История кухни северокавказских народов, как и других важных аспектов жизни этого региона, тесно переплетена с исторической логикой развития, суровыми природными условиями жизни. А нить этой истории всегда ведет в единственном направлении — в далекое и славное прошлое каждого из народов, населяющих этот чудесный край.
Национальный туристический портал Russia.Travel