Ежегодно, 19 января жители Находки вспоминают памятную дату, связанную с гибелью экипажа судна СРТ-423 «Бокситогорск». 53 года назад десятки судов Беринговоморской экспедиции, попали в сильный шторм, который сопровождался морозом и сильным ветром. В таких погодных условиях, промысловые суда мгновенно покрывались льдом, возникала опасная ситуация их опрокидывания. Несмотря на усталость и неимоверный холод, экипажи судов боролись со стихией.
Бывалые моряки знали, что при сильном обледенении, из-за скопления на борту судна больших масс льда выше ватерлинии у судна меняются характеристики остойчивости – способности судна восстанавливать своё пространственное положение по крену и дифференту после "возмущающего воздействия", то есть, обычной качки. При запущенном случае обледенение может привести к опрокидыванию судна, так называемому оверкилю. Способ борьбы с этим явлением только один – физическое устранение льда, иначе говоря его скалывание и выбрасывание за борт.
А теперь представьте себе обстановку, которая царила на борту промысловых судов, шедших по Бристольскому заливу 18 января 1965 года: температура воздуха до -21°C, порывы ветра до 35 м/с, сильный шторм силой до 10-12 баллов с волнами в несколько метров высотой.
Победить стихию удалось не всем. В тот трагический день затонули СРТМ «Бокситогорск», СРТ «Себеж», «Севск» и «Нахичевань». Всего погибло более ста рыбаков с четырех судов. Здесь стоит упомянуть, что в том роковом шторме погибли экипажи шести японских рыболовных судов – о них неизвестно вообще ничего. Из 25 членов экипажа СРТ-423 «Бокситогорск» спасти удалось только старшего мастера добычи Анатолия Охрименко.
Из воспоминаний Анатолия Охрименко:
«В декабре 1964 года, СРТ-423 «Бокситогорск» Находкинской базы активного морского рыболовства ушел в рейс, на промысел к островам Прибылова в Беринговом море.
"Еще 18 января мы ловили рыбу. Окалывались, выходили на палубу повахтенно. Машина работала на малых оборотах, держались носом на волну. Вечером пошли в лёд. К утру 19-го ветер усилился, лёд разметало, а потом нас вынесло на чистую воду. Порывы урагана были настолько сильные, что нас клонило на борт не столько волной, сколько ветром. Но судно держалось против зыби, хорошо слушалось руля. На вахте стоял второй помощник Александр Огарь, очень опытный, хороший штурман.
Без пятнадцати восемь утра мы впятером забежали в кают-компанию попить чаю. Только я налил стакан, как почувствовал: судно резко легло на левый борт. Не успело выровняться – вторая волна положила его ещё круче. Больше "Бокситогорск" не поднялся. Мы бросились из кают-компании. В коридоре я увидел боцмана Александра Новикова. Из-за сильного крена он лежал на переборке, я крикнул ему "Прыгай!", ухватился за поручни, подтянулся и вылез на борт.
Пришёл в себя, когда траулер опрокинулся, но был ещё на плаву. Я лежал на днище, ухватившись за киль. Рядом увидел матроса Николая Козела. Через минуту из воды где-то около фок-мачты вынырнули ещё двое. Кок Хусанов и матрос Булычев. Они не могли подплыть к судну, потому что работал винт. Два раза волна накрывала меня, на третий смыла с киля. Когда осмотрелся немного, вокруг никого не было. Только слышал, как кто-то кричал.
Видимость была очень плохая, потому что от сильного мороза над водой стелился пар. Случайно натолкнулся на небольшую льдинку. Забраться не смог, потому что она переворачивалась, да и сил уже было мало. Кое-как уцепился за неё, так и держался. Руки уже не слушались, голова обледенела, и я почти ничего не видел. Вдруг кончился снежный заряд, и я заметил корпус траулера буквально в сотне метров от себя".
Из воспоминаний старшего мастера добычи траулера "Уруп" Анатолия Журбы:
"Утром 19-го, в тот самый момент, когда команда завтракала, был замечен какой-то плавающий предмет. С трудом разобрали – днище перевернутого судна, а на нём человек. Объявили тревогу: "Человек за бортом!". Увеличили обороты двигателя до предела. Добрались почти вплотную до опрокинутого судна и здесь уже заметили людей в воде. Волнение одиннадцать баллов, ветер ураганный. Еле-еле смогли подойти к тому, кто был ближе. Подняли его на борт. Нас отнесло от "Бокситогорска". Порой машины не справлялись ни с ветром, ни с волной. Но за бортом люди… Мы сделали всё, что могли, и даже больше, чем всё. Мы трижды подходили вплотную к корпусу опрокинутого судна. В любое мгновение волна могла нас бросить на него, и тогда…. Тогда бы я не рассказывал всего этого. Спасти удалось только одного".
Первым шагом к увековечиванию памяти героизма наших земляков стало присвоение одноименного названия одной из улиц Находки. Следующим шагом, было создание памятника членам экипажа СРТ-423 “Бокситогорск” на сопке Лебединой. Который виден практически с любой точки города.
В его строительстве приняли участие многие предприятия города, среди которых: Находкинская база активного морского рыболовства, объединение «Приморрыбфлот», завод железобетонных конструкций, трест ДМГС и др. Тожественное открытие мемориала-памятника состоялось в День рыбака – 9 июля 1979 года.
Памятник представляет собой скульптуру женщины с ребёнком на руках, обращенной к заливу Находка. Позади нее установлены два высоких пилона в виде корабельных парусов. У подножия на плите выбиты имена 24 погибших рыбаков. Памятник, олицетворят всех матерей, жен, сестер, ждущих своих родных из очередного рейса.
Для нашего портового города работа в море является одной из самых распространенных. Труд рыбаков, тяжелый, и требует от людей самоотверженности и стойкости духа. Матерям, женам и детям приходится ждать своих родных и близких месяцами и верить в то, что они обязательно вернутся домой живыми и невредимыми.
«Скорбящая мать», как прозвали памятник в народе, является символом памяти всех рыбаков – находкинцев, не вернувшихся к родному причалу, его видно с моря, с судов, возвращающихся из рейса.
Постановлением администрации города Находки от 15.01.1998 года № 44 – 19 января был объявлен Днём памяти погибших рыбаков. Ежегодно, 19 января люди в память о погибших в море рыбаках приносят к памятнику цветы. Хрупкие гвоздики стынут на морозе, а «Скорбящая мать» своим взором смотрит в морскую даль и ждёт возвращения в родной порт своих сыновей.
Подписывайтесь и делитесь нашим каналом с друзьями, знакомыми, родственниками. Главное что наши читатели любят наш канал и читают. Спасибо.