Мне 25 лет, и в силу возраста я не застал 677-е ЛиАЗы новыми. Помнится, ребёнком я ловил с этих автобусов особый прикол, и старательно затаскивал родителей в редко ходившие ЛиАЗы вместо расплодившихся коммерческих РАФов — и ещё тогда в память врезалось, что трёх-четырёхлетние 677-е мало отличались состоянием от машин, которые были значительно старше. Даже в моём детстве "Луноходы", вне зависимости от их возраста, были одинаково пожёванными, перелатанными и дребезжащими.
Но на днях мне удалось невозможное: мы встретились с практически новым 677-м, дожившим в первозданном виде до 2018 года.
Автобус 1990 года выпуска куплен моим старым другом на родине Владимира Ильича — в городе Ульяновске. Там он служил на местной телестудии, в гараже ГТРК "Волга", и был не пассажирской машиной, а вспомогательным автобусом к передвижной телестанции "Магнолия". Такие машины первоначально строились в кузовах спецфургонов ЛиАЗ-5932, а с начала восьмидесятых — в специальных финских кузовах Ajokki на шасси КАМАЗ-53213.
Поздний КАМАЗ-Ajokki из гаража ТТЦ Останкино. Кронштадт, 2017
Новые 677-е в телевизионные спецмашины переоборудовал телезавод в литовском Шяуляе. За свою 28-летнюю биографию этот автобус съездил в Литву дважды: из Ликина-Дулёва новым, и немного позже — из Ульяновска, на некий ремонт. Это были две его дальних поездки за всю жизнь.
В штатной эксплуатации эта машина не покидала пределов Ульяновска, лишь изредка сопровождая КАМАЗ-Ajokki — что и обусловило смешной для автобуса пробег. А примерно с 2008 года автобус окончательно встал на прикол в тёплом, отапливаемом боксе гаража телестудии: Ajokki продали, а задачу сопровождения телеэфиров стал решать компактный ГАЗовский "Соболь".
Основная задача вспомогательного автобуса к передвижной телестанции — перевозка кабеля, штативов, микрофонов, камер и другого оборудования, не уместившегося в основном спецфургоне. Также в спецавтобусе оборудовано 8 пассажирских мест для персонала, а шкафы позволяют перевозить документацию на всё оборудование с собой.
Кабина водителя автобуса — это его второй дом. Но редкий 677-й мог похвастать кабиной, сохранённой в сколь-нибудь приличном виде. Как правило, спидометр достаточно быстро умирал своей смертью, а стёкла контрольных ламп разбивали неаккуратные водители.
На этой машине всё "как надо": кабина сохранена в образцовом состоянии. Даже водительское сиденье накрыто чехлом, а обивка под ним — не только не повреждена, но и идеально чиста.
В кабине, помимо заводского мануала на Л-677 и ЗИЛ-158, нашёлся совершенно царский артефакт: незаполненная сервисная книжка на эту самую машину. Я и не помышлял, что ЛиАЗы отгружались на предприятия с сервисными книжками, и даже имели некий гарантийный сервис…
Салон телевизионного ЛиАЗа разделён тремя деревянными перегородками: одна, с проходом, отделяет "кают-компанию" с двумя трёхместными диванами, а другая — сплошная — делит салон на две несвязанных половины. Переместиться из одной половины салона в другую можно только через улицу.
Как правило, списанные с телестудий ЛиАЗы доставались небогатым автопредприятиям, где их превращали в пассажирские автобусы, и возили пассажиров до победного конца. Последняя такая переделанная машина, известная широкой публике, была выведена из эксплуатации автопредприятием города Бора, что в Нижегородской области. В своё время один хороший человек выкупил спецавтобус на телестудии Астрахани, переоборудовал его на Борском АРЗ в пассажирский, и продал борскому автопредприятию.
Решение владельца этой машины — твёрдое и однозначное: машину планируется сохранить именно такой, как она есть сейчас, без попыток переделки в пассажирский автобус. В планах — лишь привести его в достойное техническое состояние, пошатнувшееся за долгие годы простоя. Ведь такая продукция — штучная, а до наших дней дожили лишь мрачного вида некомплектные собратья этой машины, пережившие немало невзгод.
А в завершение — бонус: две минуты "звука бутылок" в исполнении этого ЛиАЗа в HD. Наслаждайтесь!)
На этом — всё. Традиционно, до встречи на следующей остановке!
Этот канал - зеркало моего основного блога https://www.drive2.ru/users/usernamedetector/ Больше жизни, но меньше картинок - там (=